Кто-то, едва начав собственное дело, пытается выполнять одновременно функции руководителя, бухгалтера, кадровика и т. д. Иные, с головой окунувшись в бизнес, полностью абстрагируются от проблемы, в лучшем случае переложив её на плечи менеджера по персоналу. Подобная беспечность до добра не доводит. Почему необходимо соблюдать правила ведения кадрового документооборота? Как избежать ошибок и нарушений, ведущих к проблемам с госорганами?
Подробнее об этом нам расскажет юрисконсульт «Юр. отдела» Мария Шикова:
– Документальное оформление кадровых процедур является неотъемлемой обязанностью любого работодателя независимо от масштабов его деятельности и организационно-правовой формы. Кадровое делопроизводство является одним из основных элементов управления персоналом. Это инструмент, позволяющий не только документально оформить трудовые отношения и формализовать кадровые процедуры, но и обезопасить себя от негативных последствий. Требования к ведению кадрового документооборота, как и регламент трудовых отношений, закреплены в действующем трудовом законодательстве, а их несоблюдение грозит административной и, в некоторых случаях, уголовной ответственностью.
Начнём с того, что юридическая грамотность населения постоянно растёт. В последнее время сотрудники, считающие, что их права каким-то образом ущемлены, всё чаще обращаются с жалобами на работодателя в прокуратуру и прочие госорганы. А госорганы, в свою очередь, стали ещё более оперативно реагировать на обращения граждан.
Как правило, по результатам таких сигналов организуются проверки соблюдения трудового законодательства. Организацию могут посетить представители прокуратуры, Государственной инспекции труда и т.д. И даже если нарушения прав сотрудников не подтвердятся, то неправильное ведение кадрового делопроизводства уже само по себе будет являться веским основанием для привлечения организации к ответственности.
Следует отметить, что даже без обращений работников избежать проверки не получится. Законодательством установлена так называемая плановая проверка, которая обязательна для всех существующих организаций и включает в себя, помимо прочего, проверку кадровой документации. Кроме того, любой, даже недобросовестный, сотрудник, вступая в трудовой спор с работодателем, может воспользоваться прорехами в кадровом делопроизводстве предприятия и извлечь с их помощью выгоду. При разрешении трудовых споров в суде отсутствие кадровой документации может привести к неблагоприятному для работодателя исходу дела. Поэтому правильное ведение кадрового делопроизводства, выстроенное в соответствии с законодательством, помогает избежать серьёзных проблем. К сожалению, несмотря на всё это, многие уделяют недостаточно внимания, а то и вовсе игнорируют этот вопрос, вспоминая о них уже только во время проверки предприятия либо при возникновении трудовых споров.
В то же время процесс этот трудоёмкий, требующий многих знаний, навыков и умений. О некоторых документах, обязательных для предприятия, руководители и не догадываются. И уж тем более не многие могут позволить себе содержать в штате полноценную кадровую службу. В результате кадровый документооборот ведётся с существенными нарушениями установленных требований либо вовсе отсутствует.
В такой ситуации можно порекомендовать обратиться в юридическую компанию. В настоящее время некоторые юридические агентства оказывают целый ряд услуг по становлению и сопровождению кадрового делопроизводства. Обращение к профессиональным юристам позволяет полноценно и в соответствии с действующим законодательством осуществлять деятельность по оформлению кадровых процедур, помогая организациям не только избежать проблем с прокуратурой и прочими контролирующими органами, но и излишних затрат.
Отмечу, что «Юр. отдел», со своей стороны, также готов предложить целый спектр услуг по приведению кадровой документации в порядок. Используя накопленный опыт, обширную нормативно-правовую базу и отслеживая все изменения в законодательстве, наши юристы окажут любую помощь!
Консультирование, подготовка необходимого перечня документов, помощь в назревшей спорной ситуации с сотрудниками, разработка инструкций, локальных актов и т.п. – вот далеко не полный список услуг «Юр. отдела» по ведению кадрового делопроизводства! Более подробную информацию можно получить по тел. 8 (83177) 4-25-17, или обратившись по адресу: г. Выкса, м-он Гоголя, д. 35, «Юр. отдел».
В завершение вышесказанного считаю необходимым ещё раз подчеркнуть важность изложенной темы и обратить на неё внимание руководителей. За несоблюдение законодательства, как правило, рано или поздно приходится расплачиваться. В лучшем случае – репутацией…