– Как пришла идея начать своё дело?
– Дополнительно зарабатывать – нормальное желание каждого человека. Это всегда было интересно и мне, начиная ещё со времён Советского Союза. В 80-е годы у меня была вторая работа. Денег, которые выплачивали на основной, не хватало: небольшая заработная плата, маленькие дети… Когда в 90-х разрешили легально заниматься бизнесом, стал думать, как себя реализовать на этом поприще. Но с другой стороны, если бы достаточно было тех средств, которые в то время зарабатывал на ВМЗ, то, может быть, и не стал бы заниматься бизнесом.
– Долго работали на заводе?
– С 1977 года – в колёсопрокатном цехе, затем – в ТЭСЦ-5, участвовал в его пуске, то есть в общей сложности трудился на ВМЗ более 10 лет.
– Расскажите о первом успехе в Вашем бизнесе.
– В 90-х годах мы как-то не думали об этом. Просто пытались заработать. Первый успех можно связать с открытием в 2001-м собственного магазина – лишь через восемь лет после начала бизнеса. До этого были только арендные площади. Открытие юридического лица, опять же, связано с приобретением части магазина «Детский мир», где сейчас торговый дом «Континент», когда для покупки объединились с моими компаньонами – учредителями.
– Вам понадобились деньги на раскрутку?
– В 90-х нет. Дело в том, что ранее я занимался записью аудиокассет (была студия звукозаписи). И когда начал бизнес, у меня уже была домашняя коллекция записей, пользовавшихся в то время спросом. Деньги, на которые я покупал их в 80-е годы, сыграли свою роль на первом этапе становления бизнеса. Домашняя фонотека тогда оказалась востребованной, то есть стартовый капитал формировался лет 10, а потом, в 90-х, вовремя «выстрелил».
– Кем хотели стать в детстве?
– Мои родители работали на заводе. Соответственно для себя путь рисовал такой же. Скажу точно – в торговле быть не хотел, это вообще не рассматривалось, по крайней мере, в 70-е, как-то совсем не престижным считалось. Были мечты стать лётчиком (сказывалась близость Саваслейки) и моряком. Поступал в военно-морское училище, но не прошёл по конкурсу. Кто знает, возможно, моя судьба сложилась бы по-другому, если бы стал курсантом.
– Какое образование получили?
– После армии три года проучился в нашем политехе, а заканчивал Всесоюзный Московский заочный политехнический институт по специальности «Электропривод. Автоматизация промышленных установок», очень востребованной на ВМЗ. На заводе я стал электромонтёром шестого разряда.
– Что цените в людях?
– В первую очередь – честность, не люблю, когда виляют, говорят неправду. Потому что, как пел один из кумиров моей молодости Вячеслав Бутусов: «Правда всегда одна. Как бы вы ни говорили, что бы ни придумывали, она всё равно выйдет наружу…» Стараюсь и сам быть правдивым, и в людях ценю то же самое.
– С какими людьми предпочитаете сотрудничать?
– В бизнесе – все партнёры, приходится доверять, часто – на слово. Были люди, которые подводили. С такими стараюсь больше не иметь дел. Сам слово держу: если что-то обещал, выполняю, и хочу это ответное качество видеть в других. Но, к сожалению, не всегда так бывает.
– Внезапно возникшие проблемы предпочитаете решать сразу или ждёте, что сами «разрулятся»?
– Не люблю откладывать их в долгий ящик. Если появились, хочу понять, из-за чего; стремлюсь побыстрее «закрыть», ликвидировать и оставить себе заметку на будущее, чтобы подобного в перспективе не возникало. Словом, всегда анализирую такие ситуации.
– Какова цель Вашего бизнеса?
– Он, как и всякое дело, прежде всего организуется для получения прибыли. Но параллельно – это обязательное развитие. Наша компания работает 20 лет. Результаты – на виду у выксунцев. Занятие бизнесом должно оставлять свой след. Приходит душевное удовлетворение, когда видишь новые здания, построенные при нашем участии, то есть не просто заработал деньги или вывез их за границу, а что-то полезное сделал для людей.
– Какими достижениями особенно гордитесь?
– Тем, что построили торговый центр на ул. Братьев Баташёвых, 4. По отзывам клиентов, знакомых, друзей, получилось очень красивое, функциональное сооружение такого уровня, на который нужно равняться. Хотелось, чтобы Выкса прирастала подобными объектами.
– Есть ли человек, которому можете пожаловаться в трудную минуту?
– Стараюсь сам решать проб-лемы. От того, что будешь жаловаться, ничего не изменится.
– Не возникало сомнений по поводу правильности выбранного пути?
– Когда встречаюсь с теми, с кем работал на ВМЗ, то думаю: возможно, чего-нибудь достиг бы на заводе, сделал бы карьеру. Но меня устраивает тот результат, который у меня получился, когда я ушёл с предприятия
и начал всё с нуля.
– Что-то мешает идти вперёд в собственном деле?
– Рост бизнеса зависит не только от нас, предпринимателей, но и от внешних факторов, связанных с государственной экономической и налоговой политикой. В последние годы это очень сильно влияет на развитие бизнеса: принятые в это время законы подрывают желание идти вперёд.
– Каким, на Ваш взгляд, будет бизнес будущего, к чему готовиться, допустим, через пять лет?
– В настоящее время давать пятилетний прогноз очень сложно. Я считал и считаю, что бизнес всегда должен быть ответственным перед потребителями, перед теми, кто находится рядом. Сейчас же в предпринимательстве такой период: если год продержались без убытков, то это очень хорошо. Давать долгосрочный прогноз невозможно из-за непростой экономической ситуации, складывающейся в стране. Сегодня никто ничего не планирует на пять лет, все как-то затихли, пережидают время.
– И всё же, во что порекомендуете вкладывать деньги новичкам?
– Сегодня в бизнесе найти свою нишу очень сложно. 20 лет назад всё было свободно, рынок только зарождался, можно было заниматься любым делом. Сейчас он весь занят, развитие нового дела требует колоссальных затрат. А новичкам, не имеющим проверенной кредитной истории, реальных денег не дадут. Если бы я именно сейчас начал заниматься бизнесом, то это было бы связано с огромными трудностями.
– Что не способны простить близким людям?
– Близкие люди для меня – семья. У нас взрослые дети, две внучки. Мы тесно общаемся, несмотря на то что сыновья живут в Москве. Всегда помогаем детям, и нет обид ни на кого из моих близких, не случалось ситуаций, когда нужно что-то прощать.
– Многие профессионалы говорят, что, несмотря на их деловые успехи, семья для них важнее. Что является приоритетом для Вас?
– Семью я бы на первое место не поставил, так как большую часть времени провожу на работе. Но могу сказать, что у меня дело и семья – на равных. Бывает, что запланировал по дому что-то сделать, но возникли какие-то срочные вопросы на работе, а ведь за мной целый коллектив стоит. Поэтому для семьи я обязательно выполню намеченное, но – чуть попозже.
– Какие черты характера не приемлете в людях?
– Необязательность. Я сам человек очень обязательный. Если кто-то не выполняет обещанного (даже по уважительным причинам), то его рейтинг в моих глазах падает. Если это происходит часто, то отношусь к таким людям уже немного по-другому, хотя и не перестаю с ними общаться.
– Когда не хочется работать, что делаете?
– Не люблю откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, и стараюсь следовать этому правилу. Бывает, что после работы нужно по дому что-то сделать, а особой срочности в этом нет, тогда могу отложить дела на завтра. Но, повторяю, в основном стараюсь делать всё сразу, потому что работу всё равно придётся выполнить – вот такой у меня подход. Когда не делаешь намеченное вовремя, то можно попасть в такую ситуацию, которую трудно будет «разрулить».
– Могут ли санкции, введённые против России в связи с событиями на Украине, каким-то образом коснуться выксунских предпринимателей? Ваше предположение?
– Они могут коснуться не только предпринимателей, но и каждого из жителей. Санкции объявили банкам, через которые идёт кредитование реального производства. Снизится кредитование – упадёт инвестирование. Меньше инвестиций – нет развития производства, что приведёт к снижению заработной платы, потере работы, уменьшению покупательской способности и прочее-прочее. Это самое плохое, что может быть в перспективе. Потребительский рынок – это самый чуткий барометр того, что происходит с экономикой в стране. То, что впереди кризис, мне было понятно ещё два года назад, но предсказать войну не смог бы ни один, даже самый продвинутый политолог.
– Где в идеале сейчас хотелось бы жить?
– Я вряд ли смог бы жить в другой стране – мне нравится в России, Выксе. Иногда, конечно, хочется посмотреть, как живут другие люди, поэтому путешествую. Но все странствия – по времени меньше месяца, больше не выдерживаю. За рубежом скучновато от размеренности. Много раз бывал в Испании, Австрии, других европейских странах, два раза в Америке. Общаясь, пришёл к выводу: по сути, все люди одинаковы, хотят жить в мире. Если каждый человек будет соблюдать законы своей страны (или той, куда приехал), тогда никаких проблем не будет.
Лидия Козоедова. Фото Ольги Поповой