18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Сказочное королевство Норвегия

10:00 10.09.2014 16+
2849

Они празднуют дни рождения членов королевской семьи, например, принцессы Ингрид, которой сейчас всего 10 лет, или её деда, нынешнего короля Харальда. А для нас слова «королевство», «принцесса» ассоциируются прежде всего с чем-то сказочным, древним; норвежские имена заставляют вспомнить о северных мифах и эпосе. Эта страна – родина грозных викингов, отважных покорителей морей, она же подарила миру Тура Хейердала. Это страна, в которой верят в троллей и ставят им памятники, где уважают традиции предков и истово заботятся об их сохранении и о природе. Здесь не принято выставлять богатство напоказ, но каждая семья должна иметь народные костюмы – для праздников. В местных мелодиях – суровость северного ветра и шум многочисленных водопадов. «Что за страна такая, Норвегия? Фьорды и пены, реки из хрусталя» – спрашивали и отвечали братья Гримм. Конечно, не каждому из нас удастся побывать в Норвегии лично, но заочное знакомство возможно прямо сейчас. Узнав, что хороший друг редакции Анна Молькова воочию увидела красоты этого края, мы попросили поделиться её фотографиями, сделанными во время поездки, и впечатлениями. Она согласилась. И вот мы за кофе (предлагаем и вам налить чашечку и устроиться поудобнее) открываем альбом со снимками.

– Если в других поездках я снимала только те моменты, которые мне казались особенно необычными и интересными, то здесь фотоаппарат старалась из рук не выпускать.

– А почему именно северное направление для отдыха?

– Я, наверное, всю жизнь хотела посмотреть Норвегию – родину викингов. Она интересна, даже когда ты по телевизору смотришь на все эти фьорды, через экран чувствуешь их мощную энергетику. И когда появилась возможность съездить в эту страну, увидеть всё воочию и составить мнение не по тому, что тебе говорят ведущие телепередач, а самой – я не могла её упустить.

Поездка получилась познавательной: норвежцы бережно хранят свою историю. И буквально с первых минут пребывания ты понимаешь, почему именно здесь стало возможным появление отличных мореходов, грозных викингов. Во многом благодаря природе – из-за фьордов. Фьорд – это же морской залив. Их образовал ледник: когда он сползал, то разломил сушу, и море смогло пройти глубже. Эти заливы оказались окружёнными двух-трёхкилометровыми скалами, то есть сильного ветра там практически нет. Самая низкая температура зимой – минус пять.

– Так тепло?

– Да. Связано это, конечно, ещё и с проходящим у берегов Норвегии тёплым течением Гольфстрим. И вот представь, как удобно: викинги возвращаются на своих кораблях во фьорд, ставят его – красота: ветров нет, трава, зелень на берегах растёт очень хорошо – можно пасти овец и пережидать зиму, а потом снова идти в поход. И в принципе фьорды… их же тоже надо знать.

– Просто так не пройдёшь?

– Плывёшь, кажется, скалы создают тупик, подплываешь ближе – видишь, что проход всё-таки есть, а за ним новые скалы. Фьорды ведь узкие и длинные. Очень много поворотов, какие-то бухты. Ощущение, что ты в лабиринте.

– Интересная была бы видеоэкскурсия.

– Всех туристов предупреждают, что нужно брать достаточное количество зарядных устройств, запасные батарейки и аккумуляторы. Почему? «Вы не будете выпускать камеру из рук», – объясняют гиды. Я им сначала не поверила. Но потом начинаешь «щёлкать», и кажется, что виды должны получиться однообразными, но даже сейчас смотрим – кадры все разные. Когда ты там, хочется объять необъятное; испытываешь сожаление, что не можешь всего показать, передать. Камера, фото или видео не передают всю красочность неба, зелени, белизну ледников – гора и белые эти макушки, облака рядом.

Это нас заинтересовали электрозаправки. Видишь? Хочу такую машину! Норвежцы борются за чистоту экологии, у них всё посвящено ей.

Кстати, никогда не знала, что в Хельсинки на центральной площади, где проходят все значимые собрания, стоит памятник Александру Второму.

–?

– Финны его очень уважают – раньше же Финляндия входила в состав Российской империи, и Александр Второй сделал очень много для её развития, например, «подарил» Конституцию, уравнял в правах шведский и финский языки, вернул в обращение национальную валюту – поэтому и помнят. 

Это мы местную кухню пробуем.

– Ну и как?

– По-норвежски мы ничего не поняли, так что назову одно из особо понравившихся блюд рыбным супом. Делается он на основе сливок, куда добавляется много-много рыбы. Очень сытно.

– Рыба, сливки – суп?

– Я тоже не была уверена, что будет вкусно: там лосось, сёмга, нарезанные большими кусками, картошка, «моркошка», лук и сливки. Очень густой – ложка стоит, и это называется супом. (У них же нашего понятия супов нет). Блюдо очень вкусное, но сладковатое. Скандинавская кухня вообще очень интересная. То, что у нас сладкое – леденцы всякие, они едят солёным и перчёным. Очень любят лакрицу, хотя она по вкусу напоминает солодку. А подливки к мясу – все сладкие. Поэтому там, когда кушаешь, иногда удивляешься. Селёдка, кстати, у них тоже сладкая.

– Эту селёдку, наверное, на каждом углу продают?

– Да, но главное достояние – треска. Даже памятник треске есть, он очень старый, из дерева, пропитанного каким-то специальным составом. Ты как раз треску сейчас рассматриваешь. Пока норвежцы не нашли нефть, их экономика сильно зависела от рыбного промысла.

Пробовала также мясо кита, оно похоже на телятину, но всё на любителя. О вкусе акульего мяса ничего сказать не могу – сравнить не с чем, но понравилось.

– По норвежцам видно, что они – наследники викингов?

– Да. Они, в основном, очень высокие, мощные, светловолосые, рыжие даже. Разные. Есть истинные норвежцы (чьи семьи прожили здесь много веков), но похожие на южан. Оказалось, что лет пятьсот назад во фьорды очень часто заходили португальские моряки. И вот их-то кровь до сих пор и сказывается.

А это Стокгольм (побывали и в Швеции).

– Произвёл впечатление?

– Если сравнивать, то из всех столиц, в которых я побывала, Стокгольм мне понравился больше всего. Очень красивый город. В Стокгольме ситуация была такая: когда мы подъехали к королевскому дворцу, гид говорит: «Короля в резиденции нет». Как узнали? Нам ответили: «Потому что не поднят флаг».

Через час опять собираемся на том же месте, гид: «О, король только что приехал». Как приехал?! Мы же привыкли: мигалки, помпа. Шведский король, живя за городом, на работу ездит сам на довольно стареньком «Вольво», без машин сопровождения.

А вот это памятник Одиночеству, русские его любят – видишь, сколько российских монет. Памятник очень маленький. Актуален он, как нам объяснили, потому, что в Швеции очень высок процент семей, состоящих из одного человека.

Кстати, говорят, что эта голова у памятника уже третья – прежние истёрли «на удачу» и чтобы не оставаться одинокими.

Что мне понравилось в Стокгольме – это дома. Они как из сказки. На их стенах встречаешь как старинные рунические надписи, так и нанесённые баллончиками – это «граффити» есть везде, наверное.

А вот это окно похоронного бюро. Оригинально, правда? А на предыдущем фото, где три дома, на самом высоком – жилище Карлсона. Его, кстати, в Швеции не любят – хулиган, им больше по душе Пеппи Длинныйчулок. Конечно, я уточнила: «Ведь и Пеппи – не самый спокойный персонаж?» Оказывается, Пеппи – борец за права детей, которая, повзрослев, станет борцом за права женщин. Сложная для нас логика.

Осло. Знакомство с Норвегией меня потрясло Парком скульптур Вигеланда. Я, конечно, о нём слышала, но никогда не представляла масштаба. Вигеланд – великий скульптор, которого называют норвежским Роденом. И этот парк: сотни его работ под открытым небом – «сад людей». Причём парк государственный, и вход в него абсолютно бесплатный.

Скульптуры не нуждаются в описаниях и объяснениях, в них понятные нам человеческие характеры и эмоции, взаимоотношения полов и разных возрастов, детей и родителей. У каждой композиции – своя философия.

Хочешь, Советский Союз покажу? Посмотри на эти фрески в ратуше, очень похожи на те, что украшали дома у нас.

Вот барельефы на фонтане, полностью сделанном из скульптур Вигеланда. Барельефы идут по кругу: рождение, развитие, взросление, старение, человек уходит в прах, но из праха возрождается новая жизнь.

Меня ещё порадовал в другом парке (жаль, не успела сфотографировать) памятник советскому солдату. Он очень ухоженный, рядом растут цветы. На нём надпись: «От благодарного норвежского народа советскому солдату».

Музей «Фрама» в Осло. Это корабль, который участвовал в исследовании северных и южных полюсов. Как я уже говорила, норвежцы гордятся своей историей, и здесь собрано практически всё, что связано с теми экспедициями: инструменты, одежда.

Вот детям своим показываю, каким почерком надо писать – это писал руководитель проекта «Фрам» Фритьоф Нансен.

 

 

 

А это вот музей «Кон-Тики» (по названию судна, на котором плавал Тур Хейердал). Я, честно, не думала, что лодка «Ра» такая большая: когда фильмы смотришь – едва ли удобно на нём одному, а оказывается…

Это, не поверишь, дача.

– В чистом поле?

– У норвежцев принято каждый год на две недели уезжать отдыхать от цивилизации (отпуска, как правило, пятинедельные). Причём арендовать (даже не купить) такой домик без особых удобств стоит приличных денег.

Знакомые так отдыхали, решила спросить, что внутри. Всё просто: стол, стул, кровать. Вечернее развлечение – посидеть у костра.

Боргунд. Церковь, чёрная от времени. Она построена без единого гвоздя более 800 лет назад. Как я поняла, погост рядом с ней действующий, потому что жители близлежащей деревушки туда ходят, но службы в церкви уже не ведутся – в целях сохранности. Обрати внимание, кажется, что кладбище небольшое, если судить по количеству надгробий. Когда мы пробрались на кладбище, увидели, что на одной плите пишется целый список усопших, похороненных здесь.

Особенность норвежской культуры – трава на доме. Трава – это отличный утеплитель, и мы даже видели, как на таких крышах пасутся козы. Раньше, в принципе, так строились дома бедняков – крышу крыть дорогое удовольствие, а тут дёрном выстлали, трава выросла – гидроизоляция замечательная, тепло, огород прямо над тобой. Сейчас это, конечно, привилегия богатых людей. В современные дома проводят электричество, коммуникации, а такая крыша создаёт сложности, требующие затратного технического решения.

Как описать Норвегию? Это фьорды, водопады, тролли и хильдры. На водопадах мы видели танцующих для туристов девушек, изображающих хильдр. Водопадов множество, и у каждого есть имя, каждый имеет своего духа. Например, духа, который дарует молодость, или – умение играть на скрипке. Норвежцы искренне верят в троллей и духов, они чувствуют свою связь с природой.

Хильдра – красивая, но привязчивая девушка из «скрытого народца», она готова сделать для своего мужчины всё. Плохое в том, что она просьбы воспринимает буквально – попросишь её принести пирог, она только пироги тебе и будет таскать. Отличить хильдру можно по хвосту. И поскольку характер у неё, как бы сказали, «стервозный», то многие мужчины из нашей группы согласились с тем, что живут с хильдрами. Ну а мы решили, что хильдра есть в каждой из нас. Ведь каждая женщина для своего мужчины готова сделать практически всё.

А вот тролль, их в Норвегии очень много. Когда я хотела купить в качестве сувенира тролля, ко мне подошли и сказали, что ему обязательно нужна семья, а то не даст хозяину покоя. Пришлось приобрести маму, папу и двоих детишек.

– Они троллей представляют как – большими?

– От больших до маленьких. И по поверьям, так же как наши домовые и лешие, они бывают и злыми, и добрыми.

Вот ещё посмотри, как они относятся к истории. Когда начинали строить здание, нашли фундамент первой женской больницы. Восстанавливать её, конечно, не было смысла, поэтому камни обнесли стеклом и при строительстве эту зону обошли.

Тролльхаузен – дом великого Грига. Когда смотришь норвежские фильмы про фьорды, обязательно играет музыка Грига, норвежцы им очень гордятся. Почему Тролльхаузен? Композитор был ростом 1 м 52 см, а его жена – 1 м 54 см, и они называли себя парочкой троллей. Григ был седьмым человеком в Норвегии, которого кремировали. Захоронен он в своём поместье в скале, через 28 лет там же похоронили жену.

Возле дома Грига. Вода прозрачная, кажется, что мелко, но если зайти – провалишься «с головой».

– Какие сувениры нужно привезти из Норвегии обязательно?

– Троллей, конечно. Викинги – сувениры, связанные с ними. Можно привезти настоящие норвежские тёплые куртки, но всё надо смотреть «по карману», цены, бывает, «кусаются». (Норвегия – страна с самым высоким прожиточным минимумом). Обязательно надо попробовать местную кухню. Люди иногда пытаются сэкономить и едят в закусочных, но такая экономия получается условной: лишаешься половины удовольствия. Страну надо попробовать на вкус.

– Что-то съестное можно привезти с собой – как хамон из Испании?

– Мне кажется, не довезёшь, потому что кухня у них рыбная. Если только козий сыр. Он со специфическом запахом, чёрный, но если ты любишь сыр – купи обязательно, больше его нигде не найдёшь. Причём норвежцы едят его вкупе с белым сыром. Обязательно попробуй кита именно в Норвегии – они умеют его готовить, так же как и рыбу, креветки, мидии. А ещё десерты надо поесть – они интересные.

 

Ксения Абдулхакова. Фото Анны Мольковой

 

Оставить сообщение