Поэтому и знакомство СМИ с заместителем главы администрации округа по экономике, финансам и стратегическому развитию началось именно с обсуждения того, как формировался бюджет-2015. Напомним, что должность, которую на данный момент занимает Игорь Пономарёв, была введена новой структурной схемой администрации, принятой депутатами на заседании Совета 28 октября.
Игорь Викторович начал разговор с небольшого отступления о слушаниях бюджета региона, формировавшегося, по оценке областного минфина, в «сложнейших условиях». Планируемый дефицит – более 14 млрд руб-лей. Для сравнения: по данным «РБК – Нижний Новгород», эта сумма превышает годовые бюджеты Бора, Дзержинска и Кстово вместе взятых. Область включает режим экономии (при этом бюджет остаётся социально ориентированным), что не может не сказаться на финансовых делах всех муниципальных образований региона. Это и было подчёркнуто в беседе с журналистами: «Основной акцент правительство области сейчас делает на местных налоговых и неналоговых доходах. Нас сподвигают на повышение эффективности: увеличение собственных доходов, сокращение затрат, в том числе в рамках муниципальных учреждений».
Итак, бюджет – это план доходов и расходов на год. Доходы состоят из налоговых и неналоговых доходов (например, арендная плата за пользование муниципальной собственностью) и безвозмездных поступлений (в основном из бюджетов других уровней). Ну а расходуются эти средства на образование, ЖКХ, социальную политику и т.д. Формируется бюджет администрацией округа, утверждается местным Советом депутатов, после принятия публикуется в информационном вестнике «Выксунского рабочего».
Бюджет Выксы на 2015 год, который в скором времени будет представлен депутатам на рассмотрение, сбалансирован, то есть сумма доходов равна сумме расходов. «Долг у муниципального округа, сформированный ещё в предыдущие периоды, предельный, – пояснил Игорь Пономарёв. – Соответственно позволить себе какие-то расходы в счёт его увеличения мы не можем, и увеличение долга (как, например, в бюджете Нижегородской области) не может являться источником покрытия дефицита бюджета. Бюджет-2015 очень жёсткий в плане расходов, поскольку в расходы заложен рост зарплаты бюджетников, а налоговые доходы (например, НДФЛ) растут меньшими темпами.
Другие изменения. По 2014-й год включительно в муниципалитете оставалось 23% от суммы собранного на его территории НДФЛ, с 2015-го для всех районов – 18%. Это объясняется тем, что снята часть полномочий: с того же 2015-го заработная плата работникам дошкольных учреждений будет полностью обеспечиваться региональным бюджетом – за счёт субвенций. Одно забрали, другое дадут, но знака равенства между первой и второй суммами не поставишь, заметил Игорь Викторович.
О неналоговых доходах. Больших поступлений в бюджет от продажи какого-либо муниципального имущества или его аренды не планируется, хотя бы потому, что этот ресурс истощён: многое уже продано, инвестиционная активность низкая (повышать её – одна из задач администрации).
Однако не всё так пессимистично, уверен Игорь Пономарёв. Среди приоритетных направлений работы на будущий год: привлечение инвесторов, «оживление» малого и среднего бизнеса, увеличение налоговых доходов. Замглавы администрации среди стоящих сегодня задач особо выделил работу с инвесторами: «Не только выступать в качестве фильтра их предложений, но и самим предлагать новые интересные рынки сбыта, виды услуг и т.д. Основной упор нужно делать на местных предпринимателей. Потребительский рынок у нас развит, но существенную его долю занимают нерезиденты (иногородние), которые отчисляют налоги в бюджеты других регионов. Понятно, что работа будет вестись на конкурсной основе. Уже сейчас поступила масса инвестиционных заявок от малого и среднего бизнеса. Обновлён инвестсовет, и первое его заседание в новом составе прошло конструктивно. Мы работаем с бизнесом в режиме прямого общения, выслушиваем, даём заключения по проектам в части бюджетной эффективности и социальной значимости. Планируем перестроить работу бизнес-инкубатора, который должен стать «окном» для общения с бизнес-сообществом».
Государственно-частное партнёрство (ГЧП). Игорь Викторович обозначил и то, что большая работа планируется по реконструкции и строительству социальных объектов: данная задача может быть решена посредством ГЧП. В регионе накоплен немалый опыт, есть реализованные проекты и в Выксе, но сейчас нужно выводить эту работу на качественно новый уровень.
ГЧП представляет собой объединение усилий власти и бизнеса для решения одной задачи на взаимовыгодных условиях, которые прописаны в контракте. Нижегородская область одной из первых в России приняла закон о ГЧП (в 2010-м). В Выксе посредством ГЧП построен автовокзал. По схеме такого партнёрства нужно сделать примечание: чтобы привлечь инвестиции в рамках государственно-частного партнёрства, необходимо иметь источники их возврата, этим вопросом администрации и предстоит заниматься.
Продолжая тему возможных путей повышения доходной части бюджета, Игорь Пономарёв подчеркнул, что весь 2015 год пройдёт под эгидой не только оптимизации расходов, но и повышения эффективности работы муниципальных предприятий. Они исполняют важную социальную миссию, пока не приносят округу прибыли, но в перспективе всё-таки могут стать источником бюджетного дохода. «Будем подвигать их на участие в конкурсах и в прямых договорах на муниципальные заказы, то есть, в случае экономической целесообразности, постараемся направить их деятельность на обслуживание самого округа», – сказал он.
В какие федеральные программы планируем войти? Это, в первую очередь, газификация и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. В большом количестве программ поучаствовать не получится из-за недостатка средств в бюджете на их софинансирование (сто процентов необходимых средств делится в разных пропорциях между бюджетом округа и бюджетом другого уровня, таким образом построен детский сад в Борковке – областью и округом совместно). Однако в бюджет-2015, что немаловажно, заложены средства на подготовку проектов и их экспертизы для участия в программах – чтобы быть готовыми заявиться при появлении финансовой возможности.
Уровень бюджетной обеспеченности округа. По этому показателю, учитывающему не только структуру и численность населения, но и налоговую базу, мы в региональном рейтинге в первых рядах. Что это значит? Что ждать от области дополнительных субсидий, субвенций и денежных ассигнований не приходится, они в первую очередь идут в наименее обеспеченные районы.
Увеличение коэффициента К2 единого налога на вменённый доход. Это повышение, как отметил Игорь Пономарёв, в общей налоговой нагрузке на предприятия незначительно. К2 на основные виды предпринимательской деятельности не менялся как минимум последние пять лет. В других районах области, а также у наших соседей, например в Муроме, всё это время он был значительно выше. В среднем для магазинов, не торгующих алкоголем, ЕНВД поднимется на 10%. Для тех, кто алкоголем торгует, – на 30% (и это социально обосновано). За счёт повышения планируется собрать дополнительно порядка 10 млн рублей, но эти средства в бюджете не запланированы. Учитывается риск, что часть бизнеса может уйти на другие формы налогообложения, часть – снизить арендные площади (начисление зависит и от них). Однако администрация надеется, что этот процесс не будет катастрофичным и доходная часть бюджета всё же увеличится, а полученные средства можно будет направить на софинансирование программ.
Итак, бюджет свёрстан, он сбалансирован. «Затянуть пояс» округу придётся, но, возможно, такая диета пойдёт ему на пользу, потому что предполагает активизацию работы по привлечению инвестиций, оптимизации расходов, более эффективному использованию имеющихся средств.
На Совете депутатов, прошедшем 25 ноября, были приняты изменения сразу по трём налогам: земельному, на имущество физических лиц и ЕНВД. Минус – повышение коснётся и граждан, и предпринимателей, значит нам придётся больше платить. Плюс – все три налога стопроцентно остаются в бюджете округа, формируя его доходную часть, следовательно, пойдут на нужды выксунцев.
Уточнена формулировка по количеству участков, по которым предоставляется льгота для многодетных и граждан старше 60 лет. Теперь она действует только для одного участка из имеющихся в собственности (ранее на все из предусмотренного списка видов разрешённого использования).
Льготник сам может выбрать этот земельный участок, уведомив о решении налоговые органы до 1 ноября 2015 года. Если налогоплательщик этого не сделает, то льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимально исчисленной суммой налога. Дополнительные доходы по этому налогу поступят уже в бюджет-2016.
Также решением депутатов отменена льгота для садоводческих некоммерческих товариществ за земли общего пользования. Решение Совета депутатов опубликовано в «Выксунском рабочем» за 28 ноября (стр.15).
Максимально, то есть в три раза, повышается ставка в отношении жилых домов и помещений, гаражей и машино-мест, объектов незавершённого строительства, если проектируемое их назначение – жилой дом и т.д. Таким образом, те, кто платил 0,1%, будут платить 0,3%. Однако повышение это будет постепенным, предусмотрен переходный период. Подробнее. Налог теперь будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, как было ранее (первая чаще всего выше). Процесс этого перехода займёт четыре года. Ежегодно к налогу, рассчитанному по инвентаризационной стоимости, будет добавляться 20% от суммы увеличения налога, рассчитанного по кадастровой стоимости.
Физические лица – собственники имущества начнут уплачивать вновь введённый налог за 2015 год в срок до 1 октября 2016 года. Решение Совета депутатов опубликовано в «Выксунском рабочем» за 28 ноября (стр.12).
Ситуация будет мониториться. Если новая нагрузка для отдельных категорий населения станет непосильной, то Совет депутатов может рассмотреть вопрос о введении определённых льгот.
ЕНВД для отдельных видов деятельности платят организации и индивидуальные предприниматели. Ставка составляет 15% от того самого вменённого дохода. Этот доход рассчитывается как корректировка базовой доходности за налоговый период коэффициентами К1 и К2 (на них умножают). К1 ежегодно устанавливает Правительство РФ (как правило, он меняется в сторону увеличения). Величину К2 определяет муниципалитет. Минимальное его значение 0,005, максимальное – 1.
Решением Совета депутатов на следующий год коэффициент К2 увеличен для большинства видов бытовых услуг и розничной торговли, реализуемых на территории города. Так, например, для услуг бань, душевых и саун он поднят с 0,2 до 0,7 (за чертой города остаётся 0,2). Для розничной торговли с реализацией алкогольной продукции (в зависимости от зоны размещения и торговой площади) – с 0,4-0,75 до 0,55-1. До единицы поднят коэффициент для оказания ветеринарных услуг в городе (было 0,4), в сельской местности – 0,45 (было 0,3). С новыми значениями К2 вы можете ознакомиться в «ВР» за 28 ноября (стр. 6, 11 и 12).
За счёт увеличения коэффициента округ может получить в бюджет дополнительно более 10 млн рублей (читайте в соседнем материале). Общая сумма поступлений ЕНВД, ожидаемая в 2015 году, с учётом внесённых изменений – порядка 68 млн рублей.
Другое. На заседании Совета депутатов обсуждались и следующие вопросы: утверждён список поручений для контрольно-счётной инспекции округа; принято решение наградить почётными грамотами трёх педагогов ВМТ; внесены изменения в положение о муниципальной службе. В скором времени депутатские комиссии приступят к рассмотрению проекта бюджета-2015 – это главный вопрос повестки дня следующего месяца.
Ксения Абдулхакова. Фото автора