Анна Ахматова:
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в жёлтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!
Это тот счастливый возраст, когда тебе совершенно непонятно словосочетание «Великая Отечественная война» и слово «война» в принципе, а дедушкины медали завораживают примерно в той же степени, что и мамины серьги, лежащие в шкатулке. Не меньше, но и не больше. Позже уже становится понятно, что награды просто так не дают и служат они не украшением выходного пиджака из суровой тёмной ткани, а доказательством мужества и героизма. Ну а что выходной пиджак суров – так советского покроя, иных не держали. Единственное, что приносили солдаты с войны – свои раны и недолеченные болезни, и, может быть, какие-нибудь трофейные заграничные ботинки или складные ножи. Приходили с фронта и сразу включались в восстановление хозяйства, в работу, заканчивали обучение. Наверное, в том ещё один подвиг советского народа: аккумулировать силы не только на пять пороховых лет и постараться выжить, но и продолжать жить дальше, не опустив руки и не сойдя с ума, оплакав всех своих погибших. Я не знаю, какой запас прочности у человека для этого должен быть, и, думаю, никто как минимум из моего поколения не знает, потому что после рассказов фронтовиков, жителей блокадного Ленинграда кусок в горло не лезет и даже глаза закрыть страшно – вдруг что-то привидится из услышанного. А между тем прошедшие через войну на фронте и в тылу все как один – спокойные, приветливые, улыбчивые люди, в которых чёрствости не углядишь.
Вот и дед мой, как говорит мама, и как помню сама, был очень добрым и не имел привычки повышать голос, а тем более – ругаться нецензурно. Ваши дедушки и бабушки наверняка такие же (и в этом определённо надо брать с них пример, хотя бы попробовать соответствовать). Как часто вы приходили к нам в редакцию с просьбой написать о них просто потому, что они такие замечательные – выжили и людьми остались? Не часто. Вот и я скоро уже восемь лет как работаю в «ВР», а о своём деде, Борисе Сергеевиче Кокореве, не написала ни строчки, хотя выходили рубрики «К 65-летию Победы», «Великой Победе посвящается…». Да и что писать-то? На полноценный, большой материал информации наберётся едва ли: я его практически не знала, бабушка уже не уверена в фактах и датах, мама о фронтовой его судьбе говорит отрывочно – кто же рассказывает о войне дочерям… С другой стороны, даже пары строчек, сказанных с любовью, хватит. Ведь самое главное, что можно сейчас сделать для тех, кто уже ушёл,– помнить не только об их подвиге, но и о них самих.
И я, пользуясь случаем, хочу написать: дедушка, я тебя помню. Пусть не твой голос, но руки, которые с такой ловкостью делали из старых капельниц забавных чёртиков и золотых рыбок. Я так и не освоила это мастерство, хотя в детстве хотелось ужасно. Говорят, ты ещё хорошо рисовал, у бабули сохранилась открытка, подаренная тобою в 50-х на защиту её курсовой. Мама вспоминает поделки из корней деревьев, стоящие на книжных полках. Самое прекрасное – я понимаю, что ты был хорошим человеком, потому что и мама, и бабушка, когда говорят о тебе, улыбаются. Ну вот, сказала и поняла, что сделала сегодня что-то действительно стоящее.
Итак, мой дед воевал. Его звали Борис Сергеевич Кокорев. На фронт вместе с несколькими своими одноклассниками он ушёл добровольцем со школьной скамьи в 1943 году. Связист, начальник радиостанции РАФ, с марта 1944 года по апрель 1945-го воевал в составе 45-го авиационного полка особого назначения 56-й авиационной дивизии. Был ранен, лежал в госпитале. В Выксе работал в ЛТУ, потом на металлургическом заводе, кто-то его помнит как начальника конькового цеха. Любил жену, двух дочерей, внучку, мечтал увидеть внука, но не успел. Умер в 1994 году.
«Мой дед воевал» – эту рубрику мы открываем в год 70-летия Победы, в ней вы можете рассказать, что знаете, о своих родных – участниках войны вне зависимости от того, вернулись они с полей сражений или нет, числятся ли в списках пропавших без вести, как давно ушли от нас, чтобы мы вспомнили как можно больше имён и лиц (обязательно приносите фотографии) тех, кто сражался за Родину.
Телефон – 3-43-66.
Ксения Абдулхакова. Фото из семейного архива автора
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
При цитировании материалов ссылка на газету обязательна.
За содержание и достоверность объявлений редакция не отвечает.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
E-mail: info@wyksa-r.ru 18+
