Удивительно, но информации об этом селе с трёхсотлетней историей очень мало даже в Интернете. Любознательному пользователю, охваченному краеведческим порывом, не поможет даже всезнающая онлайн-энциклопедия Википедия, в которой лишь скупо описаны борковские пожары 2010 года. Мы решили исправить это недоразу-мение и рассказать читателям о самых заметных событиях в истории этого старинного села.
Примерно три века назад на том самом месте, где сейчас расположено современное село Борковка, были построены кузницы, скрытые почти со всех сторон густым сосновым бором. В этих мастерских производили практически все первичные операции при работе с металлом. «На бору ковка», – как говорили тогда местные жители. Нетрудно догадаться, что именно вечнозелёный лес и кузницы в итоге дали название селу: «бор» + «ковка» = Борковка.
Помимо кузнечного ремесла, первые борковские поселенцы занимались земледелием и скотоводством, что вполне в духе того времени. Но, кроме вышеперечисленных занятий, местные жители ещё вели и заготовку леса, который на лошадях вывозили на берег Оки для последующего сплава по воде. Так день за днём, год за годом проходила сельская жизнь. Очевидно, что домашние дела борковчан в дальнейшем шли неплохо, поскольку в следующем столетии их общая численность постоянно увеличивалась, село расширялось. Например, имеются сведения, что в 1905 году в Борковке в 160 домах проживало 768 человек. Для сравнения: по данным 2014 года общее число домовладений составляет 789 единиц, а прописанных жителей в селе – 1420 человек.
Установление советской власти в Борковке, как гласит архивная выписка 1979 года ближнепесоченского Совета народных депутатов, «произошло мирным путём». Этот же архивный документ сообщает, что «исполком борковского сельского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был избран на общем сходе граждан в 1922-1924 гг., первым организатором советской власти на селе был коммунист Белов Василий Кириллович». Слово «коммунист» приписано в данном случае по старой бюрократической привычке: вряд ли стоит сом-неваться в том, что агрессивная и только-только встающая на ноги после изматывающей Гражданской войны Советская власть доверила бы организовать свой «филиал» в селе человеку, прилюдно не верившему в светлые идеи марксизма-ленинизма.
С 1922 года в Борковке начинается ликвидация неграмотности (ликбез). Согласно постановлению I Всероссийского съезда, каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял несколько месяцев. По этой программе сельчан учили чтению, счёту, делать необходимые записи, разбираться в диаграммах и схемах.
В 1929-1930 годах в селе был образован колхоз «Красная Борковка», организатором и первым председателем которого был Степан Васильевич Белов. Как видим, сын принял отцовскую эстафету, увлёкшись идеей коммунизма о светлом будущем, и потому теперь тоже был на ведущих ролях в селе. Архив сохранил нам фамилии тех крестьян, которые первыми вошли в состав местного колхоза – это Григорий Баранов и Кузьма Шмелёв. Уже к 1933 году коллективизацией было охвачено всё село. Оно и понятно – с советской властью шутки были плохи, попробуй откажись от такого «подарка»! В том же 1933 году появился первый колёсный трактор-универсал для сельских работ. Однако характерный факт того времени: работала в колхозе лишь четвёртая часть населения Борковки, остальные жители трудились на выксунских заводах.
В конце 30-х годов в селе была произведена радиофикация. Однако наивно предполагать, что теперь крестьяне целыми днями слушали музыку, радиоспектакли или передачи о литературе и искусстве. Безусловно, прослушивание радио в те годы стало самым популярным массовым литературно-музыкальным досугом для будущих строителей коммунизма, но всё-таки основное время эфира занимали тематические передачи по политической подготовке и проведению весеннего сева и осенней пахоты, выполнению промфинплана, соцсоревнованию и т.д.
И вот в своём повествовании о селе мы подошли к описанию одного из самых тяжёлых периодов в истории Борковки – Великой Отечественной войны. В общей сложности за несколько «пороховых» лет на фронт было призвано более 200 жителей, 79 человек не вернулись в родное село. Во время войны часть сельчан имела бронь на заводах Выксы, другие жители работали в колхозе, выращивая овощи и получая продукты животноводства. Но все тыловики в Борковке находились в одинаковых условиях и практически всё до последней крошки сдавали государству для снабжения армии.
Это было крайне тяжёлое время, но в нём проявились все трудовые и воинские доблести нашего народа. Люди не жалели себя для достижения общей победы. Самый знаменитый уроженец села Борковка – Ардальон Вениаминович Баранов (1922–1971), которому в мае 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза, участвовал в боях под Сталинградом, воевал в Белоруссии и Польше, был дважды контужен. В решающих боях на территории Германии лейтенант Баранов в составе 93-го стрелкового полка 1-го Белорусского фронта командовал батареей тяжёлых 122-мм миномётов. После войны в течение 10 лет он продолжал службу в рядах Советской Армии, был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. После увольнения в запас майор Баранов вернулся в родные места. Окончил вечернее отделение выксунского техникума, трудился на ВМЗ начальником смены, а позднее переехал в Казахстан (г. Джамбул). Именем героя-артиллериста названа одна из улиц в Борковке.
На местном сельском кладбище находится могила кавалера ордена Славы трёх степеней Ивана Ивановича Рябышева (1906–1988). В годы войны он был командиром отделения связи 593-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (2-й Белорусский фронт), участвовал в битвах под Москвой и на Курской дуге, в освобождении Белоруссии, был награждён медалью «За отвагу». И. И. Рябышев – не коренной житель села и никогда тут не жил (родился в д. Толстиково Владимирской области), но наши деды и прадеды отдавали свои жизни ради общей победы, мы чтим их память, потому какая, в сущности, разница, где родился герой? Тем паче, что среди всех воинов многомиллионной советской армии полных кавалеров ордена Славы было не так уж и много – всего 2647. В Выксу Иван Рябышев переехал после демобилизации в 1945 году, работал на хлебозаводе.
После окончания войны жизнь потихоньку стала возвращаться в привычное русло. В 1951 году случилось примечательное событие: по решению властей произошло укрупнение местного колхоза «Красная Борковка». Три мелких колхоза (ближнечерновской им. Сталина, «Красная Борковка» и грязновский «Серп и молот») были объединены в одно крупное коллективное хозяйство, названное именем Сталина. Спустя семь лет, в 1958 году, колхоз им. Сталина вошёл в состав совхоза «Выксунский». По сути дела, после этого объединения от местного борковского хозяйства остались рожки да ножки, поскольку всё имущество и управление было переведено в другие точки, местные бараки разрушены, и единственное, что тогда осталось – земли сельхозназначения. На этих полях сеяли подсолнечник, рожь, пшеницу, кукурузу, на окраине села имелась поливочная система для выращивания капусты.
К концу 70-х годов прошлого века в Борковке проживало около 1500 человек. Тогда в селе работали три магазина, сельский клуб, фельдшерско-акушерский пункт (построен в 1977 г.), почтовое отделение. Местные дети учились в недавно построенной школе, получая начальное образование. По улице Ленина в селе проходила асфальтированная дорога, по которой часто курсировали автобусы. Оно и понятно – многие борковчане, жители Тамболеса и Нижней Вереи (следующие населённые пункты за Борковкой) работали на городских предприятиях, и автобусное движение тогда играло в жизни любого местного села несравнимо большую роль, чем сейчас.
Архивная выписка ближнепесоченского Совета народных депутатов от 1979 года рассказывает нам о тогдашней жизни в селе следующее: «жители Борковки в большинстве своём живут в каменных и полукаменных домах. У многих – центральное водяное отопление, газовая плита, телевизор, холодильник. В комнатах отличная мебель. Некоторые имеют автомобили, мотоциклы».
Рассказывая о дальнейших событиях, стоит признать, что последние полтора десятилетия ХХ века не давали явных поводов для оптимизма, однако тогда в нашей стране у многих посёлков и деревень было туманное будущее. В перестроечные годы в Борковке сгорел сельский клуб, расположенный в здании бывшей церкви. А перед развалом СССР приказал долго жить и местный борковский колхоз. Пролетели, как кошмарный сон, лихие 90-е годы, «подарив» стране масштабную инфляцию, повсеместный спад производства и удивительные купюры достоинством в 100 000 и 500 000 рублей. Численность сельчан в эти годы заметно поубавилась и не возрастала в течение десятилетия. Так, в 2008 году население Борковки составило менее 700 человек. Да, трудно поспорить с тем фактом, что произошёл весьма приличный отток жителей, но как их вернуть обратно?
Чтобы люди потянулись в сёла, необходимо в первую очередь создать инфраструктуру для нормальной жизни населения. Наличие рабочих мест – тоже важнейшее условие, но в данном случае сыграл на руку тот факт, что территориально Борковка находится рядом с Выксой, расстояние минимальное и некритичное. Первый плюсик для привлечения народа был в том, что относительная дешевизна местной земли позволяла купить и построить здесь дом своей мечты. Определённые усилия для создания людям комфортных условий проживания были приложены в начале нулевых годов нынешнего века, когда Борковку газифицировали. В 2009 году по улице Ленина проложили центральный водопровод, а годом позже, в конце 2010-го, от этого трубопровода подвели подачу воды в дома на всех оставшихся сельских улицах.
И вот когда казалось, что теперь можно с оптимизмом смотреть в будущее, жизнь неожиданно внесла свои коррективы. И эти изменения оказались трагическими. Речь идёт о страшных лесных пожарах засушливого лета 2010 года, когда «красный петух» гулял не только в нашем Выксунском округе, но и в соседних – Лысковском, Воскресенском, Воротынском районах, Рязанской области. Поистине «чёрным четвергом» в борковской истории стала дата 29 июля 2010 года, когда в результате бушующего пожара в считанные часы сгорели 120 домов из 503 существующих на тот момент; в огне, по официальным данным, погибли два человека. Беда действительно была масштабная, поэтому к ликвидации последствий подключилось руководство страны во главе с президентом РФ. После того как удалось локализовать пожар, в селе началась расчистка участков и масштабное строительство домов. Стройка велась ударными темпами, в кратчайший срок было возведено 174 объекта. В итоге уже через три месяца после трагедии погорельцы получили ключи от новых домов.
В память о погибших и пострадавших от лесных пожаров в Борковке построена часовня в честь Николая Чудотворца, которая была освящена 29 июля 2012 года.
И всё-таки заключительная часть нашего повествования о Борковке имеет счастливый финал. Вот какие объекты местной инфраструктуры мы зафиксировали во время нашей декабрьской поездки в Борковку: несколько магазинов (продуктовые и хозяйственный), почтовое отделение, новое здание ФАП, библиотеку. А ещё мы посетили новый Дом творчества, который был открыт в 2014 году. Сейчас в этом здании действуют девять любительских объединений и кружков, в которых занимаются 93 сельчанина. Художественный руководитель кружка юного журналиста в местном ДТ Елена Томак рассказала «ВР» о необычных курсах, которые проводятся в здании клуба. Речь идёт о занятиях, на которых людей пожилого возраста обучают работе с персональным компьютером. Эту группу постоянно посещают 13 человек. Местные ветераны решили не отставать от молодёжи и за короткое время обучились основам компьютерной грамоты. «Многие бабушки вначале даже не знали, как ноутбук включать, а сейчас печатают, запускают программы. Однако эти курсы для них – не только шанс научиться правильно нажимать на клавиши, но и лишняя возможность собраться всем вместе для общения», – пояснила Елена Томак.
В ближайшем будущем в Борковке намечается открытие современного детского сада на 240 мест, в котором будет функционировать бассейн. На момент выхода статьи в селе числилось 15 улиц, но строятся ещё две новые – Отрадная и Светлая.
Подводя итог нашей поездки в Борковку, резюмируем, что социальная инфраструктура этого села сейчас одна из самых развитых в округе. Конечно, проблемы есть (а где их нет?), но они решаемы. Важно умение сохранить, а ещё лучше – приумножить человеческий капитал. Борковка имеет многолетнюю летопись, сохранены определённые традиции и отношения в селе, но стоит напомнить, что сегодняшний день во многом зависит от того, как мы запланируем завтрашний. Каким он будет? Хочется надеяться, светлым и отрадным…
Дмитрий Макаров. Фото автора