18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Чтобы помнили: дети пишут о войне

11:05 29.07.2015 16+
6080

Сегодня мы представляем вашему вниманию часть произведений авторов, занявших в своих возрастных категориях первые места (самому младшему – 8 лет, старшему – 17). Из-за ограниченности газетной площади сочинения опубликованы в сокращении. Что-то из написанного ребятами на конкурс (было прислано очень много работ) вы прочитаете в выпусках рубрики «Детская газета». 

 

Спасти знамя дивизии

В мае 1941 года второкурсник металлургического техникума Степан Соколов был призван в армию. Войну он встретил под Мурманском, где проходил военную службу, а через несколько дней после её начала шестеро молодых ребят получили приказ идти в разведку. Они подорвались на вражеской «кукушке». Степан попал в расположение своей части только на вторые сутки, когда в Выксу уже ушло письмо, что он не вернулся из разведки.

В июле прадедушка получил ранение. После выздоровления был направлен на курсы подготовки офицерского состава. А на фронт он, младший лейтенант, вернулся только в августе 1942 года, так как очень тяжело болел тифом, менингитом.

Свою службу Степан Соколов продолжил в 252-й стрелковой дивизии, направленной под Сталинград. Фашисты хотели во что бы то ни стало взять город. Но все понимали, что отдавать его нельзя. В октябре под Сталинградом 252-я дивизия вступила в бой в районе Грачёвой балки. 18 января 1943 года противнику удалось стянуть крупные силы – танки и пехоту, и прорвать оборону. В результате сложившейся ситуации командование было отрезано от штаба и не имело никаких сведений о судьбе знамени дивизии. Начальник штаба дивизии дал лейтенанту Соколову задание – любыми способами найти знамя и обеспечить его сохранность и безопасность.

Выехав на легковом автомобиле, Соколов оказался под обстрелом вражеских танков и автоматчиков, неоднократно дорога перед ним была перерезана. Положение казалось безвыходным, но он, проявив мужество и находчивость, разыскал знамя дивизии, находившееся под угрозой захвата противником. Отлично ориентируясь в сложной боевой обстановке, прадедушка вывез знамя в безопасный район. За отлично выполненное задание он был награждён орденом Красной Звезды. Другие его награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».

Григорий Соколов, 10 лет, ДОО «Поколение», школа №9

 

Здравствуй, мой прадед-герой, здравствуй

Я знаю, что ты сейчас видишь всё, что творится в этом мире, хотя тебя и нет среди нас. Видишь, наверное, и иногда ужасаешься, когда ломают памятники и монументы павшим за наше счастливое детство, когда распивают спиртное у Вечного огня, когда не чтят ещё живущих ветеранов. Когда просто забыли, кому мы, ныне живущие, обязаны жизнью.

Однако поверь, есть среди нас и другие, те, которым не безразлично, в какой стране жить, в какой стране растить и воспитывать своих детей, кому в дальнейшем строить новую Россию. И я точно знаю, что без вашего подвига в годы Великой Отечественной войны ничего бы не было.

Быть на войне – это уже подвиг. Смотреть в лицо смерти, не повернуть назад, не поддаться малодушию и знать, что за тобой твои родные, что от тебя зависит: растопчет их захватчик или нет, поэтому нужно принять одно важное решение – погибнуть, но не пропустить врага. Мой прадед, ты принял это решение и не вернулся назад. С далёкого 41-го тебя больше никто из родных не видел. Прабабушка не встретила мужа, бабушка – отца, а я – своего прадеда.

С будущей профессией определился давно. Обязательно буду учителем истории. Я обещаю, что, работая с детьми, не устану повторять, кому мы должны за мирное небо и возможность осуществить свои мечты. И долг этот неоплатен.

Твой правнук Никита Скороделов, 15 лет, ДОО «Альма-матер», Дружбинская школа

 

Если б не было войны…

Война… какое страшное слово! Я не хочу, чтобы она повторялась, потому что вместе с ней приходят смерть, горе, разруха, голод.

Я часто думаю о том, как бы мы жили, если бы не было войны. Наша страна могла быть прогрессивнее, численность населения была бы больше. Не пришлось бы тратить долгие годы на восстановление городов и сёл.

Я слышала такое мнение, что война послужила стимулом для развития военной техники и машиностроения. Лучше бы наша страна росла в мирном направлении – строились бы красивые здания, проводились бы научные исследования в космосе и на Земле, появлялись бы изобретения для комфортных условий деятельности.

Война наносила раны не только телесные, но и душевные. Она вырывала этап жизни у человека: лишала счастливого детства, радостной юности, спокойной зрелости и старости. Война ломала человеческие судьбы. Мне запомнился рассказ Лидии Ивановны Козиной. В начале войны она проводила своего жениха на фронт, а через год получила известие о его гибели. Совсем юная, она работала в тылу, рыла окопы. После войны личная жизнь у неё так и не сложилась. Она всегда плачет, когда слышит песню в исполнении Валентины Толкуновой. Там есть такие слова:

И снова ты протягиваешь руки,
Зовёшь из невозвратной стороны,
Уже ходили б в школу наши внуки,
Мой милый, если б не было войны.

Мне очень жалко Лидию Ивановну. Её судьба могла сложиться иначе, если бы не началась война.

А ещё, если бы не война, мой прадедушка остался бы в живых и растил своих дочерей, а другой прадедушка не умер бы от ран. Мои дедушка и бабушка тоже могли бы жить долго. Но их детство пришлось на голодные годы войны, которые не прошли бесследно для их здоровья. Они не успели узнать, что родилась я.

Мария Семёнова, 11 лет, ДОО «Город мастеров», школа №12

 

Победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти таит в себе это слово! Великая Отечественная унесла с собой в небытие миллионы душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в то страшное время. С каждым годом уходят всё дальше те страшные события. Уходят их участники, унося свои воспоминания. Современная молодёжь узнаёт о многих фактах Великой Отечественной войны из книг и фильмов.

Уходили на фронт сыновья и дочери, отцы и деды, защищали страну всем народом. Поражает мужество, отвага женщин в годы Великой Отечественной войны. Здесь нет ничего необычного. Каждый раз, когда угроза нависала над Родиной, женщины наравне с мужчинами вставали на её защиту.

У нас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие наши бабушки и дедушки учились читать именно так.

Перенесёмся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 годов:

«Наш лозунг – победа!», «Что ты сделал для фронта?», «Все женщины и подростки – в ряды бойцов трудового фронта», «В военное время работать по-военному», «Все силы на разгром врага!».

Сохранившиеся на стене Брестской крепости слова советских воинов «Погибаю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» мы воспринимаем теперь как символ сопротивления нашего народа немецко-фашистским захватчикам. Душевный настрой народов Советской страны отразился в прозвучавшей в первые же дни войны песне: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой».

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев.

Победа далась нам огромной ценой. Война унесла жизни почти 27 миллионов человек. Во вражеской оккупации погибли четыре миллиона партизан, подпольщиков, мирных жителей. Свыше шести миллионов оказались в фашистской неволе. Долгожданный День Победы стал самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войны.

Анна Фокина, 17 лет, ДОО «Город мастеров», школа №12

 

Фотография на память

Семейный альбом есть в каждом доме. Либо традиционный, либо, как принято сейчас, электронный. Правда, моя бабушка не признаёт новшеств, хотя фото, заложенные в память моего компьютера, рассматривает с большим интересом, обязательно при этом приговаривая: «Это же надо, до чего техника дошла». Мне, конечно, несколько странно это слышать, ведь всю свою жизнь бабушка проработала инженером и с техникой знакома не понаслышке. Свой альбом в синей потёртой обложке бабушка достаёт из шкафа нечасто. Я заметила: она обращается к нему только в минуты душевных волнений или в особо торжественных случаях. Листать страницы альбома она любит в одиночестве или когда мы с ней остаёмся вдвоём. Наверное потому, что воспоминания о прошлом, навеянные старыми пожелтевшими снимками, заставляют сжиматься сердце… Ведь жизнь моей любимой бабули была непростой.

Вот со снимка смотрит худенькая, совсем ещё молоденькая девушка Наталья в тёмном платье – это мама моей бабушки, и юноша с большими выразительными глазами – Михаил, папа бабушки. Он в пиджаке, белой рубашке и широких брюках, каких сейчас не носят. Да это и неудивительно, ведь снимку более 70 лет. Эта фотография – всё, что осталось на память об атлетически сложенном юноше, занимавшемся в аэроклубе, мечтавшем быть лётчиком, но ставшем, когда Родина призвала, танкистом. Он был близким другом, а впоследствии мужем моей прабабушки. Это фото было сделано незадолго до того, как Михаил ушёл на фронт. И именно эта молодая девушка, которой Михаил всегда приносил гостинцы: конфету, печенюшку или просто кусочек сахара, сохранила это фото и память о любимом человеке. Она, пройдя сложный жизненный путь, каждый год в День Победы зажигает поминальную свечу о нём, не вернувшемся с той войны. Михаил сгорел в танке в страшном сражении под Прохоровкой на Курской дуге 12 июля 1943 года.

Дарья Савинова, 14 лет, ДОО «Фантазия», школа №3

 

Дневник времён Великой Отечественной

Мой прадедушка Иван Иванович Миронов родился в 1918 году в с. Мотызлей Вознесенского района, где окончил четыре класса сельской школы. В армию его призвали в 1938 году, а вернулся он домой 30 мая 1946 года. Нелёгкие испытания выпали на его долю, но ещё тяжелее оказались тяготы войны, которую он прошёл от начала и до полной победы (встретил её в Берлине). Происходящие события описывал в блокноте, который всю войну носил в кармане гимнастёрки, а уже в мирное время продублировал записи в тетрадь.

Из записей прадедушки: «22 июня 1941 года война застала меня в Андреевских лагерях Тульской области. В бой вступили 3 июля 1941 года около Минска, местечко Сенное. Воевал на Западном фронте. Брали города: Могилёв, Гомель, Мозырь, освобождали Варшаву, Берлин. Действовали на Орловско-Курской дуге, прошли Ржев, Ковель, Орёл. При форсировании Днепра я попал в кавалерийскую часть. Оборонял Москву в составе второго кавалерийского корпуса, которым командовал генерал-майор М.Л. Доватор. Форсировали реки: Днепр, Дон, Висла, Эльба. С боями дошёл до Берлина в составе 1-го Белорусского фронта, которым командовал маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Встречался с С.М. Будённым, слушал его речь. Приходилось и брать «языка». Командование, с которым я прошёл и испытал все тяготы войны, Курскую дугу и лично выполнял сложные задания, наградило меня правительственными наградами: орденами Красного Знамени, Красной звезды, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», знаком «Отличный минёр» и др. В феврале 1986 года наградили орденом Отечественной войны II степени».

Мой прадедушка – настоящий герой! Я рада, что он остался жив и прожил довольно долго. Его тетрадь, в которой он описывал все те дни на войне, бережно хранится, и мы будем передавать её из поколения в поколение. Мои дети будут гордиться моим прадедом, как горжусь им я!

Алина Хебнева, 13 лет, ДНС «Гелия», гимназия №14

 

Взгляд из ХХI века

В этом году 9 мая мы отметили 70-летие победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Что значит для нас этот день? Как мы относимся к событиям минувших лет? Как нынешнее поколение представляет себе годы Великой Отечественной войны?

Сегодня каждый второй знает имена героев современных мультфильмов. Но много ли тех, кому известны имена настоящих героев, спасших сотни жизней? Например, не каждый знает о пекаре блокадного Ленинграда, который умер в возрасте 59 лет прямо на работе от истощения. Умер, но не съел даже маленького кусочка хлеба. Его звали Даниил Иванович Кютинен. Он внесён в книгу памяти блокадного Ленинграда.

А вот история отца моего деда, который работал на заводе. Он не был на фронте, хотя просился добровольцем. Работал, не жалея своего здоровья. Умер на рабочем месте от воспаления лёгких. А сестра моей бабушки работала в токарном цеху, и вместе с ней – её ровесники, подростки 13-15 лет.

Наше поколение по-разному относятся к событиям Великой Отечественной войны. На некоторых сайтах пользователи делятся своими мнениями. Вот одно из них: «Почему молодёжь так не уважает наших ветеранов, не пойму. Это ведь наши отцы, наши деды. Люди, отдавшие жизни ради таких, как ты, я, и тех, кто сегодня даже не может место в автобусе уступить. Так обидно смотреть, когда школьники сидят в наушниках и притворяются спящими, а пожилые люди, лет так около 70-ти, могут стоять около них с тяжёлыми пакетами в руках. Давайте проявлять хоть капельку уважения к людям, воевавшим на фронтах и повидавших такого, что вам и не снилось!» Есть и другое мнение: «Россия всегда жила хуже Западной Европы. В России всегда было и будет «стрёмно». Хорошо, что таких мнений немного.

Несомненно, мы должны знать историю России, помнить о наших достижениях, о бедах и радостях, о великих свершениях. И, конечно, о тех, кто сложили головы ради нашего благополучного будущего. Мы должны понимать, кому мы обязаны своим счастьем, своей жизнью. Из учебников истории, кинофильмов, рассказов взрослых мы узнали о великом испытании, выпавшем на долю нашей страны, – о войне с немецко-фашистской Германией.

Маргарита Баранова, 17 лет, ДНС «Гелия», гимназия №14

 

Оставить сообщение