18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Тогда не слышали о дедовщине

15:06 24.05.2013 16+
2761

Помню, в райвоенкомате одного из нас комиссия признала негодным, до чего обидно ему было! А мне повезло, двадцатилетним меня призвали. Сборный пункт находился в Арзамасе, после повезли в Москву, затем – на Украину.

Путь неблизкий, в грузовых двухъярусных вагонах ехали целых 10 дней! Поезд битком набит, на остановках – суета, хаос… Киев, Львов, и вот добрались мы до небольшого пограничного городка Березняки в Западной Украине. Там и проходили обучение, учились ходить строевым шагом, ползать, стрелять. Ползать-то я умел, а вот со стрельбой не всё получалось: надо один глаз закрывать, а у меня почему-то сразу оба закрывались. Так мне первое время один глаз даже полотенцем приходилось завязывать! Потом натренировался, конечно.

Учёба пришлась на осенние месяцы. Ближе к зиме было так: ночью снег выпадет, утром растает, грязь кругом, вот и жмакаешь эту воду пузом. Возвращаешься в казарму, а с шинели течёт, в кирзовых сапогах хлюпает!

Учёба закончилась, стали нас распределять. Предлагали на собаковода, но меня сомнения взяли: какой из меня собаковод, если я с малолетства при лошадях был? В школу сержантов? Тоже не привлекло. И отправили меня с двумя товарищами в школу кузнецов в Ужгороде. По её окончании попал в воинскую часть в городе Берегово (Закарпатская область).

Кузнецом приходилось ездить почти по всем заставам ковать лошадей. Порядок был такой: приедешь на заставу, и должен сходить и в наряд, не менее чем на два часа. Как-то идём мы с лейтенантом на проверку нарядов, он с пистолетом, я с винтовкой, а граница – она в болотах лежит, тросы протянуты, на них – доски. По-пластунски передвигался, тут и вспомнилась учебная практика. Приходилось мне сопровождать также грузовые составы до границы, возить во Львов материалы в лабораторию, даже в Орловскую область случалось, лошадей для воинских частей подбирать.

Отмечу, что в те времена о дедовщине в армии и не слышали. Напротив, помню, собирался я в отпуск (предоставили за хорошую службу), так товарищи мне все пуговицы на кителе начистили, хоть и не просил я их. А как радовались они за меня, когда, опять-таки в поощрение, меня отправили в округ, где сфотографировали перед развёрнутым знаменем части!

Тогда служили три года. Если первое время всё шло гладко, то после смерти Сталина стали убирать солдат с застав. Буквально на 50% сократили состав. Если раньше по границе ходили по двое, то стали по одному. Страшновато, знаете, ночью в одиночку, брали с собой собак сторожевых. Так и тех норовили выбраковывать… Но тут служба моя подошла к концу. Три месяца лишних прослужил, ждал, когда замена придёт.

Награждён я не был, зато и на гауптвахте ни разу не посидел. Да ведь не в наградах
дело, верно? Честно служить надо, добросовестно трудиться, детей воспитывать правильно. У меня два сына было. Старший, Николай, тоже отслужил в погранвойсках, из сержантской школы в Талды-Кургане был направлен на Дальний Восток. Далеко, переживали мы за него, но всё обошлось. А с младшим, Василием, беда случилась. Служил он в Мурманске, ходил на проверку кораблей, прибывающих из-за границы, стоял у знамени части… Но, в результате несчастного случая, погиб при исполнении. Похоронили его здесь, со всеми почестями. А в моей памяти он жив!

Вот и думаю я, что можно нас всех считать настоящей семьёй пограничников!

Анатолий Мольков. Фото из семейного архива

Воспоминания ветеранов «Дробмаша»

Александр Петрович Симушкин:

– Спустя восемь десятилетий с момента пуска завода ДРО в эксплуатацию, перелистывая старые подшивки газет и документов, ближе знакомясь с историей предприятия и теми людьми, которые её делали, удивляешься обыденности процесса. Люди просто работали и делали своё дело, а из этого и складывалась история.

Немного о себе. По окончании ремесленного училища пришёл на завод и был направлен формовщиком в стальцех. Попал в бригаду А.С. Колдыря, опытного рабочего. Он всегда говорил: «Поспешай не спеша». Поговорку запомнил я на всю жизнь. В 1960-м я пошёл в армию, вернувшись из которой был удивлён переменами на родном заводе. Наш цех преобразился, в нём установили новые формовочные машины. Меня назначили бригадиром на 845-ю формовочную машину, вместе со мной работали Владимир Бабушкин и Василий Солдатов. При норме 14 съёмов мы набивали 24-28, случались и рекорды до 36 съёмов. Как и все, участвовали в социалистическом соревновании. Запомнилось, как в 1977-м наш цех добился наивысшего выпуска литья, 21 135 тонн отливок.

Спортивные соревнования, художественная самодеятельность… Хорошее было время!

И учителя у нас были хорошие: Анатолий Сергеевич Ладцев, старший мастер Фёдор Иванович Авдонин, начальники цеха Александр Павлович Горынцев, Юрий Михайлович Пухов, Юрий Иванович Митрофанов, Валерий Семёнович Архипчук.

Я был награждён орденом «Знак почёта». Сейчас – на пенсии. Горжусь тем, что являюсь маленькой частичкой огромной истории завода. И, в то же время, бывает грустно оттого, что не смогу больше прикоснуться к станку, окунуться в атмосферу цеха.

Татьяна Витальевна Мазурина:

– Самостоятельный конструкторский отдел на заводе был организован в 1939 году. До войны его возглавлял Ф.К. Вагин. За ним последовали В.П. Киреев, В.А. Стрельцов, И.Л. Водопьянов, А.А. Куликов, Р.В. Немытов, А.С. Варенов – все люди образованные, высоко-интеллектуальные, влюблённые в свою работу. Ими был создан сплочённый коллектив мыслящих людей. Постоянно шла разработка новых технологий и модернизация выпускаемой продукции.

Завод участвовал в мероприятиях ВДНХ: подтверждение успешности предприятия – полученные там пять дипломов и 65 золотых, серебряных и бронзовых медалей. И в последующие годы завод был на высоте. Например, конусная дробилка ДРО-560 с гидропомпой и системой автоматизированного управления вошла в топ-100 лучших товаров года.

Огромный вклад в развитие предприятия внесли рационализаторы и изобретатели отдела. Последних было 43 человека, на их счету более 130 изобретений.

Сама я проработала в отделе 35 лет, прошла путь от инженера-конструктора до ведущего конструктора-патентоведа. С самого начала, когда я только пришла в отдел, в нём было более 100 человек. Можно сказать, одна большая дружная семья, и в горести, и в радости вместе. И до сих пор сотрудники отдела и ветераны не утратили связь, поддерживают друг друга.

Оставить сообщение