Интуитивно понимали при этом: когда человек хорошо знает свой род, он становится как бы причастным к коллективному опыту своих родных, гордится им. Это – надёжная и устойчивая платформа, стоять на которой не страшно, а спокойно.
Многие ли из нас знают сейчас о своих прадедах: чем они занимались, где жили, богаты были или бедны? Эти вопросы, а также множество интереснейших поделок, вещей, оставшихся после предков, подтолкнули талантливого мастера Павла Романова, создателя уникального выксунского Дома ремёсел, к сбору информации о них, к которой прибавились и его собственные воспоминания.
Прадед П.М. Романова – Пётр Михайлович Синцов – жил в Городце, происходил из зажиточной семьи: его отец держал постоялый двор, где было и производство баранок. А молодой Пётр решил наладить пряничное дело. С резными выпечными досками (на каждом прянике должен быть причудливый узор) помог сосед.
Лакомства изготовляли в специальном доме – курене (в XIX веке в Городце их было 52). Здесь находилась русская печь, лари-сусеки для хранения нескольких сор-тов муки, которую в Городец привозили на семи баржах, а также орехи, изюм, патока, мёд, пряности, «сухие духи» – их добавляли в изделия для особого аромата. Вроде бы и простые приправы, всем известные, а пряники получались на славу.
В курене у Синцова их выпекали под названиями «сливочные», «ореховые», изготавливали медовые коврижки и знаменитую камфарку паточную, принёсшую настоящую славу изделиям. Аромат пряников витал над домом, растекался по улице, привлекал ребятню, которая постоянно просила угостить лакомствами.
Трагичной оказалась судьба мастера-прянишника П.М. Синцова: в конце 20-х годов прошлого века его по решению местных властей признали «лишенцем» за то, что в семье жили двое детей-сирот, помогавшие в выпечке лакомств, как и собственные ребятишки Петра, которых было шестеро. А в начале 30-х осудили на 10 лет лишения свободы по клеветническому доносу. Наказание отбывал в Улан-Удэ, где и скончался, не дожив до освобождения двух месяцев.
Дочь Петра Синцова, Анастасия (прим. авт.: бабушка П. Романова), была, как и её родители, староверкой, только в преклонном возрасте начала ходить в православную церковь. В юности вышла замуж за сироту Николая Буданова, служившего бакенщиком на Волге. Его родственники были люди мастеровые: брат, например, изготавливал рубанки сказочной красоты и продавал их на рынке.
Николай, работая на реке, знал места, где особенно хорошо клевала рыба. Наверное поэтому в конце 30-х годов к нему на рыбалку часто приезжали известные лётчики Валерий Чкалов и Георгий Байдуков.
Дворянское звание без права передачиНе менее интересна родословная жены Павла Романова. Её бабушка и дедушка, Мария Ивановна и Фёдор Васильевич Слеповы, в 20-х годах прошлого века переехали в Выксу из Гороховецкой пустыни. Причиной смены места жительства, возможно, явилось то, что бабушка (в девичестве Сиротинская), образованная, очень грамотная женщина, была родом из семьи священнослужителя, жена которого удостоилась дворянского звания без права передачи. Из-за этого на семью Сиротинских и начались гонения.
Дочь Слеповых, Нина Фёдоровна, уже в Выксе вышла замуж за представителя известной в нашем городе династии Кировых, не одно поколение которой трудилось на сооружении завода ДРО, затем – в его цехах. Там же работала и жена Павла Романова, Валентина.
На примере предков семьи Павла Романова узнаёшь потрясающе интересные факты (обо всех в публикации рассказать невозможно), удивляешься и задумываешься. Например о том, как творческие таланты прадедов, шедшие от души, передались через столетия их потомку – мастеру Павлу Романову. А ведь сколько разных родословных выксунских поколений могут поведать нам свои тайны и открытия!
Самыми сильными и жизнестойкими нациями являются те, у которых больше всего развита культура родственных связей, уважение к предкам и сохранение традиций. Воспитание памяти о роде своём, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города, с жизнью других людей. И глубоко прав был академик Дмитрий Лихачёв, сказав: «Благодаря памяти, прошедшее прочно входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединяется с прошедшим в одну линию».
Лидия Козоедова. Фото из семейного архива Романовых
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
При цитировании материалов ссылка на газету обязательна.
За содержание и достоверность объявлений редакция не отвечает.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
E-mail: info@wyksa-r.ru 18+
