Мы встретились с Натальей, как только она вернулась из Крыма, и расспросили о самой поездке и нюансах её работы, а также о том, что привлекло в профессии педагога-организатора и что она считает в ней главным.
– Педагог-организатор. Какую профессию осваивали в вузе?
– Я учитель начальных классов.
– Работали по специальности?
– Нет, только практику проходила. И как раз на летней практике в 2009 году я побывала в детском лагере «Звёздный». Весной 2012-го переписывалась со своими воспитанниками из «Звёздного», они звали меня вновь приехать на лето. Всерьёз задумалась над тем, чтобы вернуться в лагерь вожатым. Наверное, неслучайно именно в тот момент бывший одногруппник решил поделиться новостью, что трудоустроился в «Лазурный». Я тут же поинтересовалась у него, как это получилось и с кем нужно связаться, чтобы подробнее узнать о возможности работать в этом известном детском центре. Позвонила туда, договорилась о собеседовании и – с мая 2012 года работаю в «Лазурном».
– Как учитель вообще заинтересовался вожатством?
– Решение пойти в педагогический нельзя назвать полностью обдуманным, целью, поставленной осознанно в старших классах. Зато после окончания учёбы я точно знала, что хочу связать свою профессиональную деятельность именно с работой с детьми. Но если школа предполагает обязательную программу, строгую субординацию и т.д., то профессия вожатого оставляет больший простор для творчества и неформального общения с детьми. Ты так же влияешь на подрастающее поколение, занимаешься его воспитанием, даёшь новые знания, но становишься не строгим ментором, а старшим товарищем. Я оценила это во время практики в «Звёздном» и до сих пор влюблена в свою работу.
– А сами Вы ребёнком в детских лагерях отдыхали?
– Конечно. Родилась я в Лукояновском районе, отдыхала и в нашем местном лагере, и в соседних, расположенных в Дивеевском и Арзамасском районах.
– Чем запомнилось то время?
– Новыми знакомствами. А вожатые казались нам теми людьми, которые всё умели, всё успевали и всегда оставались жизнерадостными.
– Сейчас так смотрят уже на Вас.
– Да. И очень приятно, когда твои воспитанники сами приезжают в «Лазурный» в качестве вожатых. Так, в этом году к нам пришла работать Юлия Сидорова, трижды бывшая в моём отряде. Причём в разное время её выбирали лидером отряда, председателем совета лидеров «Лазурного», то есть активность у неё в крови. И сейчас она уехала на год в «Артек» учиться и работать. Я очень рада за неё.
– Что самое главное в профессии вожатого?
– Наверное, открытость. Дети чувствуют, когда ты искренен, когда хочешь их слышать, готов к разговору с ними. Тогда они сами идут на контакт, сами завязывают беседу. Конечно, нужно хорошо «чувствовать» ребёнка, понимать, какие у него могут быть переживания. Все мы родом из детства, и не стоит забывать, как ты сам ощущал себя в том или ином возрасте.
– Любая профессия накладывает свой «отпечаток» на человека. В Вашем случае?
– «Отпечаток» тот, что даже в выходные дни ты думаешь о работе либо о детях, с которыми работаешь или работал (и переписываешься, и видишься с ними иногда).
– То есть вожатый – это работа 24 часа в сутки семь дней в неделю?
– Да, несмотря на то что график – сутки через двое. Мы всегда переживаем за своих подопечных. Вот, например, у них сегодня выступление, а у тебя выходной. Отслеживаешь время и звонишь напарнику-вожатому: «Что у вас? Как прошло? Хорошо?». Я ведь и в «Артек» уехала за несколько дней до окончания смены. Получалось, что основные мероприятия, на которых подводятся итоги, проходили уже без меня. Сама участвую в конкурсе, но успеваю переписываться с ребятами из отряда. Когда они мне прислали сообщение, что заняли первое место в общекомандном зачёте в спартакиаде, то я об этом объявила со сцены. Параллельно шёл ролик о «Лазурном» и на нескольких кадрах – мой отряд. Слёзы на глаза наворачивались, потому что понимала, что и прощание с «Лазурным» у них пройдёт без меня, и что лично сказать им «до свидания» не успею.
– Кстати, к большому празднику окончания смены в «Лазурном» начинают готовиться с самого её начала, а что требовалось подготовить для конкурса в «Артеке»?
– Домашним заданием была видеопрезентация лагеря. Естественно, нужно было представить программу, по которой работаешь. Подготовить «Визитку» – интересно рассказать об одном дне из жизни детского центра. А уже непосредственно в «Артеке» мы занимались «отрядным делом» с отдыхающими там детьми. Я проводила тренинг отрядных ценностей и социальных ориентиров – о законах и традициях детского лагеря, о личных правилах, которые ребята будут вырабатывать для себя в течение смены.
– Первые эмоции, когда поняли, что победили?
– Неверие. Я и сейчас до конца ещё не осознала, что приехала с победой.
– Кто первым поздравил?
– Другие участники конкурса и сопровождавшая меня зав. методотделом Мария Ботова. Мария Евгеньевна сразу отправила смс в «Лазурный», и оттуда стали приходить поздравления. Я же позвонила своему молодому человеку и родителям. Звоню и плачу от счастья… Ну а потом просто поставила соответствующий статус на страничке ВКонтакте и получила множество комментариев от друзей и тех, кто отдыхал в моём отряде. Очень приятно слышать одобрение своей работы именно от ребят, потому что ты стараешься для них и ради них.
– Впечатления от самого «Артека»?
– Я уже была там два года назад – на форуме вожатых, когда лагерь принадлежал Украине. В этом году ехала с особым интересом, хотелось сравнить, что изменилось. Заметно, что стройка в «Артеке» носит глобальный характер. Часть корпусов уже модернизировали, часть ещё в процессе ремонта. Мы жили на знаменитой Туполевской даче, где живут все артековские вожатые: очень много растительности. «Артек» вообще производит впечатление вечнозелёного лагеря. Потрясла круглогодичная школа: большое трёхэтажное здание, где сами этажи многоуровневые. Мне кажется, с непривычки там легко заблудиться.
– Эдакий Хогвартс?
– Именно так его и называют неофициально.
– Такая работа, как Ваша, предполагает постоянное обучение?
– Да, это и обмен опытом, в том числе на различных конкурсах, и повышение квалификации. В апреле этого года я защитила первую квалификационную категорию, как раз с этой программой и ездила в «Артек».
– С кого берёте пример?
– В «Лазурном» пример можно брать с каждого, здесь работают очень опытные педагоги. Непосредственный мой наставник – Ольга Агафонова. Огромное ей спасибо за всё!
– Что вам даёт работа с детьми?
– Я, конечно, и так молода, но работа в «Лазурном», думаю, подарит мне вечную молодость.
– Какая часть смены нравится больше?
– Наверное, последняя неделя, когда ребята уже хорошо знают друг друга и чувствуют себя командой. Когда они приходят к тебе и в шутку говорят: «А можно мы где-нибудь под кроватью спрячемся и останемся здесь все вместе?». Вот в этом «вместе» – самое ценное, что подарил им «Лазурный».
– А чему вы, вожатые, учите детей прежде всего?
– Быть добрыми. Злость по отношению друг к другу неприемлема, потому что на жёсткость могут ответить жестокостью, а вот на улыбку – улыбкой. Дружить учим. Всё-таки от сегодняшних детей зависит наше будущее, хотелось бы, чтобы оно было светлым.
– Пионер – всем детям… Вожатый, я так понимаю, тоже должен подавать личный пример. Сейчас идёт Год литературы, что сами читаете?
– Ну я, раз уж вспомнили про Хогвартс, периодически перечитываю «Гарри Поттера»: очень хорошая сказка и есть в ней моменты, которые нам с детьми интересно обсуждать. Сейчас читаю «Множественные умы Билли Миллигана». Эта книга уже для тех, кто постарше, но очень интересна с точки зрения человеческой психологии. В «Лазурном» у нас есть традиция «прививки счастья». Её делают вожатые дежурного отряда после утренней оперативки, чтобы настроить на рабочий лад. Так как идёт Год литературы, мы в качестве «прививки» читаем друг другу интересные четверостишия.
– Неизменная часть работы с детьми – патриотическое воспитание. Что лично Вы вкладываете в понятие «патриотизм»?
– Это вера в свою страну. Вне зависимости от того, какие трудности мы переживаем, нужно верить, что всё у нас в итоге будет хорошо.
– Любимое место в «Лазурном» есть?
– Вожатская. Туда мы приходим попить чаю и обсудить дела.
– То есть не только дети, но и вожатые становятся семьёй?
– Я снимаю квартиру с двумя девушками, с которыми вместе работаю. Отдыхаем тоже вместе. И так – три года. С бывшими коллегами поддерживаем отношения, всегда знаю, что в их жизни происходит.
– Мы столько сегодня говорили о профессии вожатого. Если подвести итог и описать тремя словами Вашу работу, то это…
– Движение, забота, ответственность. Последнее очень важно. Ты ответственен за любое своё слово или действие, потому что они отражаются на детях, с которыми работаешь.
Ксения Абдулхакова. Фото автора