Сеть сняла проблему больших расстояний, тем самым предоставив возможность сообществу объединяться в группы и играть в своё удовольствие с людьми, находящимися за тысячи километров друг от друга. Несколько кликов мышки (или касаний пальцев) – и ты играешь в покер с игроками из Бразилии и США, «рубишься» в динамичную «стрелялку» с напарниками из Армении или защищаешь базу с приятелем-казахом. Согласитесь, чрезвычайно просто и заманчиво!
Ещё совсем недавно слова «игра» и «спорт» были синонимами, но Интернет раз и навсегда разделил эти понятия. Сейчас даже существует специальный термин – киберспорт, где от настоящего спорта в лучшем случае остались лишь сноровка пальцев рук и внимательность взора. Игровая компьютерная индустрия ныне правит миром, и если в разговоре молодой человек бросает фразу «я играю в…», то с большой долей вероятности можно заранее сказать, что он – игрок в виртуальные игры (геймер), а не спортсмен. Конечно, обычный спорт, где нужно тренировать тело и соблюдать режим, никуда из нашей жизни не делся – секции лёгкой атлетики, самбо или футбола здравствуют и по-прежнему популярны. Однако за компьютерными играми проводят своё время гораздо больше людей, и возрастной разбег здесь широчайший – от детсадовцев до глубоких стариков.
В области отечественной игровой индустрии (которая, к слову, стремительно развивается) проводится мало исследований, но даже по имеющимся данным можно ясно представить всю масштабность игромании в нашей стране. Общая ситуация, прямо скажем, удручающая – практически в каждом российском доме, где есть Интернет, сейчас во что-то да играют. По прогнозу компании J’son & Partners, в ближайшие четыре года рынок онлайн-игр будет ежегодно расти в среднем на 15%, и именно растущий день ото дня онлайн-сегмент даёт разработчикам самую большую прибыль. Эксперты ожидают, что к 2017 году объём мирового рынка видеоигр достигнет 82 млрд долларов. По данным Mail.ru group, в 2010 году объём оборота рынка компьютерных игр в России составлял около 910 млн $, в 2011-м – 1168 млн $, в 2012-м – 1349 млн $, а в текущем 2015-м он, скорее всего, перевалит за 1,5 млрд $. Суммы, как видим, заоблачные.
По статистике общий оборот капиталов в отечественной игровой индустрии занимает менее 5% от всего объёма, но лиха беда начало. Если сравнить с мировым рынком компьютерных игр (свыше 75 млрд $), стоит признать, что Россия занимает в данной сфере далеко не ведущие позиции. Однако в нашей стране есть все условия для того, чтобы объём капиталов в игровой индустрии вырос ещё больше, а общая экономическая неустойчивость, рост продаж различных устройств (консоли, планшеты и т.д.) вкупе с «дырами» в гражданском законодательстве и впредь будут способствовать тому, что разработчики компьютерных игр буквально озолотятся на российских игроках.
Дотошные любители статистики подсчитали, что сейчас в мире пользуются Интернетом почти три миллиарда человек. В 2013 году аналитическая компания Newzoo провела исследование и выявила, что почти 1,8 млрд пользователей более-менее постоянно развлекаются играми на различных гаджетах. В свою очередь, из этого общего числа любителей компьютерных игр примерно 700 миллионов человек – серьёзные увлечённые геймеры, тратящие множество часов в неделю на любимые виртуальные занятия. И вот здесь уже становится по-настоящему тревожно.
Слово «геймер» в переводе с английского означает «игрок». При научном описании этого термина обычно упоминают, что «геймер включает в себя несколько понятий и подгрупп», но если объединить все мудрёные формулировки для простоты, то можно сказать, что нынешний геймер – это, по сути, любой человек, проводящий много времени за играми или даже просто интересующийся ими. Для заядлых игроманов даже проводятся чемпионаты в различных жанрах, и с каждым годом эти турниры становятся всё популярнее. Например, финалы киберспортивных чемпионатов, когда группа игроков соревнуется на компьютерах с другими участниками, проходят на многотысячных площадках – прямо как в хоккее или баскетболе. Прямую трансляцию одного из недавних финалов чемпионата League of Legends (игра жанра «многопользовательская онлайновая боевая арена», в которой соревнуются по две команды, пытающиеся уничтожить строение соперника) посмотрели 32 миллиона человек, а команда-победитель получила в качестве приза за первое место миллион долларов!
– Виртуальная зависимость куда опаснее алкоголизма и наркомании, – делится мнением выксунский психолог Ольга Суманова. – Геймер в игре удовлетворяет все потребности, которых у него не хватает в реальном мире: общение, успехи в работе и школе, богатство. Например, хилый подросток, который в жизни многого боится, в виртуале чувствует себя защищённым и успешным. В выдуманном мире победы достигаются легко, ведь там всё намного проще, чем в настоящей жизни. Но все эти достижения на самом деле ничего не значат, это иллюзия, самообман. На такой подмене формируется новая личность и – увы! – зачастую ущербная. На мой взгляд, чрезмерное увлечение взрослых людей компьютерными играми – это замещение, мнимая компенсация своей несостоятельности и самодостаточности.
Во всём мире психологи уже давно бьют тревогу: игромания находится на ведущих позициях среди разновидностей психических заболеваний, и с каждым годом эта проблема становится всё острее. Всё дело в том, что человек, изначально склонный к зависимости, пытается решить с помощью игр свои проблемы в жизни (неудачи в отношениях, семейные разлады, невысокая зарплата, монотонность быта и т.д.), но этим лишь усугубляет ситуацию. И не важно, во что именно он играет – в «Ферму», World of Tanks или GTA, важно то, что в реальности геймер утрачивает интерес к материальным, семейным и социальным ценностям.
Двоюродная сестра автора статьи рассказала, как несколько лет назад едва не развелась со своим мужем-«танкистом». Приходя с работы домой, Дмитрий ужинал, потом включал любимый танковый симулятор и весь вечер проводил в сражениях с друзьями по Cети. Парадоксальная ситуация: в реальности есть добрый и умный муж (непьющий, вегетарианец), но, в то же время, в квартире находилась лишь его физическая оболочка. Понятное дело, cупруг игнорировал все домашние дела. Стирка-готовка-уборка, а также воспитание малолетнего сына полностью перешли в обязанности супруги, но женское терпение в один прекрасный момент закончилось. Скандалы следовали один за другим, и в конце каждой ссоры Дмитрий давал клятвенные обещания завязать с танковыми боями. Шла неделя за неделей, но ничего не менялось. Каждый вечер повторялся один и тот же сценарий – приход с работы, ужин и нескончаемый грохот пушек из динамиков компьютера до самого позднего вечера. В отчаянии моя двоюродная сестра засела за многочисленные методички по проблемам игромании, но все попытки по-хорошему вытащить мужа из цепких лап виртуальной реальности терпели неудачу. Лишь после того как во время очередного скандала она пошла на радикальные меры и пригрозила переездом к родителям с последующим разводом, ситуация стала понемногу нормализовываться. Сейчас, по словам кузины, в танки Дмитрий играет редко, а в семье снова воцарились мир и идиллия.
Однако такие хэппи-энды случаются достаточно редко. Если ознакомиться с докладами учёных, становится ясно, почему геймера так сложно оторвать от его пагубного пристрастия к играм. Согласно результатам проведённого в Великобритании исследования, мозг игромана отличается от мозга обычного человека тем, что изначально не способен получить удовольствие. Как показало томографическое обследование, рецепторы игроков улавливали куда меньше эндорфинов, а именно недостаток этих гормонов радости и удовольствия вызывает мощную зависимость от игр. Проще говоря, мозг игроков блокирует способность испытывать обычные чувства в повседневной жизни. Для ощущения удовольствия геймерам необходима дополнительная стимуляция, которую они ищут в казино, компьютерных играх и т.д. По мнению учёных, у алкоголиков и наркоманов в мозгу больше опиоидных рецепторов, которые во много раз сильнее реагируют на удовольствие, а вот ситуация с заядлыми игроманами – как раз обратная.

Средний возраст любителя компьютерных игр в США – 35 лет, в Англии – 23, в России – 33 года. По данным аналитической компании Newzoo, два года назад в нашей стране насчитывалось более 46,4 миллиона геймеров – четверть населения страны! Россия занимает первое место в мире по общему количеству игроков на персональных компьютерах, и каждый такой увлечённый человек тратит на свои любимые занятия в среднем по 16 часов в неделю. Сколько можно сделать полезной работы и прочитать умных книг за это время! Французская корпорация Gameloft, исследовав отечественный рынок компьютерной индустрии, приводит свои данные: в России 68% геймеров старше 18 лет, а 89% родителей играют на гаджетах… вместе со своими детьми. Зачастую повальное родительское увлечение онлайн-игрушками может сильно навредить ребёнку и разрушить его психику.
Нынешние реалии таковы, что современные дети уже в самом раннем возрасте получают большие умственные нагрузки, и одним из звеньев в общем процессе учёбы является освоение компьютера. Детские психологи утверждают, что при разумном действии никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет неоценимой. В самом деле, имея ПК, ребёнок научится работать с программами, будет иметь возможность читать редкие книги, искать в энциклопедиях ответы на сложные вопросы или разрабатывать творческие проекты. Вряд ли кто-то будет спорить с тем фактом, что компьютерные игры – один из способов познать мир и развить в себе некоторые способности. Например, оперативное внимание, память и воображение. Да и сами игры постоянно подгоняются под нужды требовательных пользователей и сейчас представляют своего рода нескончаемый сериал: завершилась одна серия, тут же следует другая, ещё более интересная.
– В школе, в обществе и семьях нередко возникают дискуссии о том, чего больше в компьютерных играх – вреда или пользы? Дети в игре перестают быть пассивными наблюдателями и получают возможность активно влиять на события виртуального мира, которого на самом деле не существует, – комментирует ситуацию Ольга Суманова. – Постоянное нахождение ребёнка за компьютером негативно сказывается на его развитии, поскольку необходимые потребности не реализуются в полной мере. Когда такой ребёнок приходит в школу, он зачастую оказывается коммуникативно не готов к школьному обучению, не может нормально общаться и толком выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Потому возникает неуверенность, тревожность и, как следствие, школьная дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия статуса ребёнка требованиям новой социальной ситуации.
Родителям нужно понимать, что если их чадо постоянно сидит за компьютером, ни о каком разностороннем развитии и речи быть не может, поскольку такая деятельность стимулирует лишь определённую часть детского мозга. Ведь ребёнок ещё должен играть на улице и как можно больше общаться со своими сверстниками вживую! В реальности же вместо того чтобы традиционно заниматься спортом (например, футболом или боксом), предпочтение отдаётся симулятору, когда, не вставая со стула, одним нажатием на клавишу мышки ты можешь забить красивый гол и за два часа стать чемпионом мира. Заманчиво? Более чем!
В качестве примера негативного влияния игромании на здоровье человека – трагический случай в Екатеринбурге, случившийся в 2005 году, когда родители разрешали своему 12-летнему сыну играть в компьютерные игрушки, полагая, что мальчик после окончания учебного года имеет право на отдых. А отдыха здесь и рядом не было, ибо дети в ситуациях вседозволенности теряют чувство меры. С началом школьных каникул подросток буквально переселился в компьютерный клуб, где «погружался» в виртуальный мир на 10-12 часов в сутки. Домой он приходил лишь для того, чтобы поесть и выспаться, а утром снова бежал в интернет-кафе.
В один из дней, после многих часов компьютерной игры, школьник прямо в клубе почувствовал себя плохо и упал на пол. После вызова «скорой» его в бессознательном состоянии доставили в больницу. Причиной трагедии, по словам медиков, стало чрезмерное увлечение виртуальными сражениями, когда в результате продолжительного эмоционального стресса у него нарушилось кровоснабжение головного мозга. Даже когда подростку стало плохо, тяга к компьютерным играм всё равно была настолько сильной, что он по-прежнему продолжал играть! Ребёнок умирал, но, увлечённый процессом, до самого последнего момента не мог оторваться от игры.
И таких случаев можно привести десятки. В 2010 году в Туапсе сотрудники правоохранительных органов задержали 14-летнего подростка, убившего своего отца из-за того, что у него отобрали клавиатуру компьютера и он не смог играть в любимую игру Gothic. В 2013-м, на Тайване, проведя 40 часов за игрой Diablo III, 18-летний юноша заснул прямо за компьютерным столом интернет-клуба, а после того как проснулся и сделал несколько шагов, упал замертво – смерть наступила из-за проблем с сердечно-сосудистой системой в результате длительного пребывания в одном положении. В 2014 году в Южной Корее (по данным правительства этой страны, из 51 млн жителей около 470 тысяч корейцев страдают игровой зависимостью) 22-летний молодой человек, фанат компьютерных игр, уморил до смерти своего двухлетнего сына, наведываясь домой из интернет-кафе раз в два-три дня…
Детская игромания в первую очередь определяется психологическими причинами и складом личности. Тяга к компьютерным играм – серьёзный повод для родителей задуматься, почему их чадо чувствует себя незащищённым. Статистика утверждает, что каждый шестой случай обращения к детскому психологу связан с компьютерной зависимостью. Как это ни парадоксально звучит, самый большой вред от Интернета как раз в том, в чём и достоинство – в бесконечной увлекательности. Чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо регламентировать время, которое он проводит за компьютером. С одной стороны, родителям в данной ситуации нужно проявить настойчивость, а с другой – самим преодолеть соблазн отдохнуть от ребёнка (знакомая ситуация, не правда ли?), который, сидя за монитором, не мешает им заниматься домашними делами, читать газету или смотреть телевизор. Пускать на самотёк ситуацию, когда подросток только и думает о том, чтобы побыстрее сесть за компьютер, ни в коем случае нельзя!

Психолог Ольга Маховская в своей книге «Непослушный ребёнок. Перезагрузка» предостерегает всех родителей: «Если приятных стимулов, которые вдохновляют и доставляют радость, в жизни подростка слишком мало, любое стороннее удовольствие (в том числе виртуальная игра) может вызвать зависимость». По её мнению, родителям стоит завести правила «компьютер – по выходным!» или «играем только вместе!», поскольку спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать её с большим умом, аккуратностью и пользой.
«Такие правила – основа культуры использования информационных ресурсов, – пишет Маховская. – Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть ещё и ещё, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени – это условие игры».
Если ребёнок стал чрезмерно увлекаться игрой на компьютере, обратите пристальное внимание на его окружение, успехи, а также новые темы на личной странице в социальной сети. Вполне может быть, что из-за трудностей в жизни, о которых подросток боится вам рассказать, игрой или общением в Интернете он компенсирует свою неудовлетворённость.
Безусловно, то удовольствие, которое легко и просто геймер получает в игре, на самом деле всего лишь суррогат, заменитель настоящих человеческих чувств. И не надо думать, что если на данный момент проблема игромании не коснулась вашей семьи, то её нет и впредь не будет. Слишком уж высоки ставки – сотни миллионов долларов крутятся в компьютерной индустрии, потому производители игр с каждым днём будут совершенствовать способы завлечь в свои сети новых клиентов, и последствия для простых обывателей могут быть самыми плачевными. Как говорится, игры кончились, началась другая жизнь…
Дмитрий Макаров. Фото из открытых интернет-источников