Программа экскурсии предусматривала посещение храмов, музеев и усадьбы Андрея Баташёва в посёлке Гусь-Железном. Предложение показалось очень заманчивым – побывать в тех местах, где когда-то находилось Касимовское царство.
Через два часа пути началось наше знакомство с достопримечательностями города, о котором местный поэт Борис Гучков написал:
Окский берег. Вековые липы,
Тёмный бор...
Он весь, как на руке,
Перед вами – древний, многоликий
Городец Мещерский на Оке…
Официально считается, что Касимов основан в 1152 году. Эта дата указана и на въезде в город. Но есть основание предполагать, что на самом деле городу больше лет. По словам экскурсовода Татьяны Панковой, около одного из храмов лежал камень, на котором была высечена надпись: «Городец сей просвещён святым крещением монахами, которых прислал князь Глеб Владимирович, престол свой имеющий в Муроме». А князь Глеб Владимирович (сын великого Киевского князя Владимира Красно Солнышко) имел свой престол в Муроме с 1010-го по 1015 год. Вот и получается, что Касимов старше официальной даты на полтора века и почти ровесник Москвы. Однако камень во времена советской власти исчез, поэтому историческая поправка не внесена.
До 1471 года Касимов имел и другое название – Городец Мещерский. Он был построен на месте поселеньица Мещерского, основанного князем Андреем Боголюбским по приказу своего отца, князя Юрия Долгорукого. С середины XV века до 1681 года Касимов являлся центром Касимовского царства. Здесь построены минарет, мавзолеи Шах-Али хана и Афган-Мухаммеда султана. В XVIII веке возвели православные церкви: Богоявленскую, Никольскую, Троицкую, в XIX веке – Воскресенский собор. Есть и католический костёл.
До 1939 года Касимов входил в Московскую область, затем был приписан к Рязанской губернии. В настоящее время в нём проживает около 35 тысяч человек, основную часть населения составляют русские, 2% – татары. В городе много музеев: филиал Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, краеведческий музей, музей самоваров, музей колоколов. В своё время Касимов славился кожевенными производствами, особенно выделкой тонкой кожи, так называемой мерлушкой; развита здесь резьба по дереву. Были и фабрики: сетевязальная, овчинно-меховая.
В настоящее время в городе действуют заводы: минеральный, пивоваренный и по обработке золота, есть одно из крупнейших подземных хранилищ газа. А ещё Касимов славится производством шоколада, который изготавливают две фабрики.
В этом городе жил и работал лекарем отец великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского; в 20-е годы жил русский писатель Борис Пастернак.
Историческая часть города, состоящая преимущественно из бывших купеческих домов, делится по слободам: Русская, Ямская, Татарская. Главная площадь называется Соборной – на ней расположен величественный кафедральный Вознесенский собор, один из красивейших храмов Рязанской митрополии. В 1918 году в нём служил первый касимовский священномученик иерей Матфий Рябцев. В советское время в храме размещалась детская спортивная школа. А 1 июля 2002 года собор был заново освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Вознесенский собор венчает храмовый ансамбль города. Неподалёку расположены Успенская и Благовещенская церкви. Внизу площади разместились торговые ряды, построенные ещё купцом Шакуловым. Касимов не случайно считался купеческим городом. В нём проживало много купеческих династий: Зайцевы, Миловановы, Смирновы, Барковы, Шемякины, Алянчиковы и др. Здесь было четыре купца первой гильдии, то есть имевших доход более одного миллиона. Кстати, раньше было такое правило: «Если купец имеет доход с рубля больше 10 копеек, то он – мошенник».
На пожертвования купцов строились храмы. До революции в Касимове было два мужских монастыря и один женский. Казанский женский монастырь основала в начале XVII века благочестивая горожанка старица Иустиния. Главная святыня обители – древний чудотворный образ Божией Матери «Моление старицы Иустинии» хранится сейчас в Никольском храме (построен в 1705 году). Здесь же находится и икона «Всех Скорбящих Радость». По названию этой чудотворной иконы действует Скорбященский источник вблизи села Митино.
С иконой Казанской Божией Матери ежегодно совершается крестный ход из Никольского храма к руинам Казанского женского монастыря.
Касимовские и рязанские святыниВ отличие от других Никольский храм закрывался лишь на два года. В нём служил в молодости легендарный старец Псково-Печерского монастыря Иоанн Крестьянкин. Около храма подвизался местночтимый подвижник Пётр Отшельник, который восемь лет был послушником в Саровской пустыни при жизни преподобного старца Серафима. Пётр Отшельник прожил 134 года, и на месте его погребения воздвигнута часовня.
Касимовская земля прославлена подвигами новомучеников. В Успенском храме служил протоиерей Анатолий Правдолюбов. В Троицком храме покоятся мощи его сына – священноисповедника, проповедника Сергия Касимовского (Правдолюбова).
Жемчужины благодатного ожерелья вокруг Касимова – старинные храмовые комплексы, которые расположены в близлежащих сёлах Гусевский Погост, Китово, Перво, Сынтул, Даньково.
Одна из святынь находится в 30 километрах от первой городской заставы. Это деревня Анемнясево, где совершила земной подвиг подвижница Матрона. Почитаемая икона блаженной Матроны Анемнясевской находится в уникальном по своей архитектуре, поражающем красотой и грандиозностью двухэтажном Троицком храме посёлка Гусь-Железный, имеющем шесть престолов и больше напоминающем городской собор, нежели сельский храм. Каждый год 29 июля здесь с большим торжеством совершается общеепархиальный праздник в честь блаженной Матроны Анемнясевской.
Музей колоколовОн был открыт осенью 2014 года и произвёл не меньшее впечатление. Экскурсовод Фарида Голицына рассказала о волшебном мире изготовления колоколов. На Руси они известны с X века, привезли их из Европы. В своё время в России был крупный колокольный центр так называемых поддужных колоколов, которые применялись на почтовых тройках. При Петре I действовали почтовые ведомства. Когда лошадей стали запрягать тройкой, а не цугом, тогда и появились поддужные колокольчики и бубенчики. Свои заводы на Руси (касимовские, валдайские, московские) по производству поддужных и церковных колоколов образовались только в XV веке. Колокола отливали из бронзы (сплав олова и меди). В Англии их изготавливали из чугуна. Соотношение составляющих влияет на толщину стенок колоколов и, соответственно, на их звучание. К колоколам на Руси издревле относились с благоговением и сравнивали их с фигурой человека.
Считалось, что колокольный звон отгоняет злых духов, очищает воздух. Колоколам давали имена, прозвища и даже забирали в плен. Разделялись они и по своему назначению. В сельской местности существовал так называемый «метельный звон», спасающий людей от гибели. Колокола предупреждают о пожарах, природных катаклизмах (например, в Японии – о приближении цунами). Церковные колокола возвещают о богослужении. При советской власти их переплавляли или уничтожали. Двадцатые годы прошлого столетия стали последними для производства поддужных колоколов, но стало возрождаться производство церковных. Такова «родословная» колоколов.
Музей колоколовОн был открыт осенью 2014 года и произвёл не меньшее впечатление. Экскурсовод Фарида Голицына рассказала о волшебном мире изготовления колоколов. На Руси они известны с X века, привезли их из Европы. В своё время в России был крупный колокольный центр так называемых поддужных колоколов, которые применялись на почтовых тройках. При Петре I действовали почтовые ведомства. Когда лошадей стали запрягать тройкой, а не цугом, тогда и появились поддужные колокольчики и бубенчики. Свои заводы на Руси (касимовские, валдайские, московские) по производству поддужных и церковных колоколов образовались только в XV веке. Колокола отливали из бронзы (сплав олова и меди). В Англии их изготавливали из чугуна. Соотношение составляющих влияет на толщину стенок колоколов и, соответственно, на их звучание. К колоколам на Руси издревле относились с благоговением и сравнивали их с фигурой человека.
Считалось, что колокольный звон отгоняет злых духов, очищает воздух. Колоколам давали имена, прозвища и даже забирали в плен. Разделялись они и по своему назначению. В сельской местности существовал так называемый «метельный звон», спасающий людей от гибели. Колокола предупреждают о пожарах, природных катаклизмах (например, в Японии – о приближении цунами). Церковные колокола возвещают о богослужении. При советской власти их переплавляли или уничтожали. Двадцатые годы прошлого столетия стали последними для производства поддужных колоколов, но стало возрождаться производство церковных. Такова «родословная» колоколов.
Гусь-Железный«Жили у бабуси два весёлых гуся: Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный» – так шутили жители южной окраины Владимирской губернии в старину. Оба селения с похожими наименованиями находились в пределах Меленковского уезда на одной и той же речке Гусь, по которой и получили свои названия. По другой версии, так же как и Мещёрская низменность получила название от финно-угорского племени мещёра, так и посёлки Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный своим названием первой части слова обязаны финно-угорскому слову «кууси», означавшему «ель» или «еловый». Лесистая местность, где основная хвойная порода – ель, и дала основу названия. Вторая часть слова говорит сама за себя и обозначала род деятельности жителей посёлков. Если первый из Гусей в верховьях реки стал центром стекольного производства известных заводчиков Мальцевых, то второй в нижнем течении близ впадения в Оку – столицей не менее прославленных «железных королей» Баташёвых.
Около полутора веков «два великих гуся» числились во Владимирском регионе, но в XX веке после административно-территориальных реформ Гусь-Железный оказался в соседней Рязанской области. А Гусь-Хрустальный со временем приобрёл статус города. В старину на месте Гусь-Железного находился погост Веркуцы, в состав которого входил и Гусь-Хрустальный, оба в то время Владимирской губернии. Крутая перемена в жизни затерянных в мещерских лесах селений погоста произошла в 1758 году, когда промышленники Андрей и Иван Баташёвы приобрели обширные земельные угодья в окрестностях Веркуц, устроили поблизости от речки Гусь искусственный пруд и возвели там крупный железоделательный завод. Близ Веркуц были обнаружены крупные залежи железной руды, что и предопределило новое рождение Гусь-Железного.
Река Гусь В конце XVIII века её перегораживала плотина с монументальными обелисками. Энергия воды разных уровней, расположенных с помощью построенной плотины, приводила в движение машины. Большой пруд – неизменный технологический атрибут металлургических заводов того времени. Сейчас перед нами просто красивая река.
Родоначальником семьи горнозаводчиков Баташёвых считается тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташёв, начавший строить заводики на реке Тулице, а позднее и в Медынском уезде. Подобно известным Демидовым «вышел в люди» в царствование Петра I. Постепенно создал свою промышленную империю. Пушки и ядра, производимые на Баташёвских заводах, шли на снабжение русской армии. Заводы унаследовали сыновья – Родион и Александр. После смерти Александра всё чугунолитейное дело Баташёвых перешло в руки Родиона. Его сыновья, Андрей и Иван, активно расширяли производство. Во Владимирской губернии они основали два завода: Унженский – в 1755 году, и Гусевский – в 1758-м. Несколько позже построили Выксунский и Велетьменский заводы в Нижегородской губернии. Затем они основали Илевский, Пристанский и Железницкий заводы.
В пору расцвета Баташёвым принадлежали десятки металлургических заводов во Владимирской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областях. Столицей этого Баташёвского царства и стал Гусь-Железный. В 1783 году весь род Баташёвых был возведён в дворянское достоинство. В том же году между братьями произошёл раздел имущества. Иван Родионович уехал в Выксу. Гусевский завод достался Андрею Родионовичу. Он решил устроить в Гусь-Железном свою резиденцию, размахнувшись по-барски. Главный дом, длинное прямоугольное здание с портиком, настолько вытянут в длину, что ходили слухи, будто один конец дома выходит в Рязанскую, а другой – во Владимирскую губернию. Таким образом, владелец дома был как бы недосягаем для администрации обеих губерний.
Однако величина барского дома ничто по сравнению с собором. Вот это громадина! Несмотря на размеры, Троицкая церковь довольно стройна. Её постройку приписывают Андрею Родионовичу, но при нём она могла быть только заложена, да и это спорно (если год его смерти действительно 1799-й, а год закладки храма – 1802-й). Возможно, Андрей Баташёв был заказчиком проекта. Строительство велось долго, всю первую половину XIX века. Связями Баташёва с масонами можно объяснить и псевдоготические формы постройки, и встречающиеся в литературе предположения об авторстве В.И. Баженова, тоже бывшего масоном. Бесспорно, столь сложный и гармоничный образ мог создать лишь первоклассный архитектор. Сочетание элементов барокко, классицизма и псевдоготики не приводит к перегруженности. Собор будто парит, устремившись ввысь. Масштабу храма соответствует и огромная колокольня с часами. Собор был достроен в 1847–1868 годах.
История посёлка Гусь-Желез-ного, как и вся жизнь Андрея Родионовича Баташёва, овеяна легендами. После его смерти законные и незаконные дети долго делили наследство. Одним из последних наследников, который продолжил дело, был внук Эммануил Иванович Баташёв.
В 1904 году из-за экономического кризиса спрос на чугун упал, сократились военные заказы, истощились запасы железной руды. После смерти Эммануила Ивановича последней хозяйкой усадьбы в Гусь-Железном была его жена Зинаида Владимировна Баташёва. В 1918 году её имущество было конфисковано. Так окончилось владычество Баташёвых.
Сегодня Гусь-Железный – посёлок городского типа с трёхтысячным населением. Известно, что одна из наследниц Баташёвых – Наталья Борисовна – живёт в Австрии. Несмотря на то что члены её семьи придерживаются менталитета этой страны, они сумели сохранить в своём доме островок России. Дома говорят по-русски, отмечают праздники и соблюдают русские обычаи, чтят память предков, прославивших своими заводами не только Выксунский и Касимовский край, но и всю Россию.
Поездка завершилась, а на память пришли строки писателя Анатоля Франса: «Путешествия учат нас больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем 10 лет жизни».
Татьяна Чередниченко, Татьяна Щукина. Фото Людмилы Алексеевой и с сайта galina-lukas.ru