Давайте начистоту: каждый умеет сочувствовать хвостатым «потеряшкам» и «брошенкам», но далеко не каждый может помочь. А ведь эти живые существа зовутся у нас «домашними».
На улице выживать тяжело. Несколько котят ютятся в коробке, заботливо поставленной в одном из подъездов – у этих малышей есть хотя бы картонные стены. У большинства усатых собратьев нет и этого. Те, кто ещё не успел ощутить на себе человеческую жестокость, семенят лапками по направлению к людям. Не многие дадут им кусок колбасы или захватят из дома остатки молока. Да и если вообще не тронут – уже хорошо. Наши братья меньшие, оказавшиеся брошенными, уже знают: человек может ударить, человек может швырнуть камнем, человек может и вовсе не заметить. Многих выкидывают из домов – причины разные. Появились дети, и бывшие раньше членами семьи Полканы и Барсики стали не нужны. Просто надоели. Или хозяина тяготит ответственность.
Зима – особенно тяжёлое время. Приходится жаться друг к дружке, греться на теплотрассах и на люках колодцев. И главное – в случае удачи надо успеть съесть лакомый кусочек, пока он не обледенел. В городе ещё есть шанс дожить до весны, до зелёной травки и тепла. Некоторые же остаются покинутыми на дачах наедине с морозом и метровыми сугробами.
Руководитель благотворительного фонда помощи и защиты бездомных животных «Вторая жизнь» Анжелика Кожемякина долгое время занималась этой деятельностью из-под основной работы. Фонд действует с 2013 года и за всё время его существования участниками и просто неравнодушными людьми сделано многое. Сами они называют себя зооволонтёрами. Мне всё время казалось, что жизнь такого человека сильно отличается от жизни того, кто к беде хвостатых непричастен: приходится искать средства, готовить еду, откликаться на просьбы о помощи. Проведя один день с Анжеликой и её помощницей Еленой, я поняла, что не ошиблась в догадках: они действительно посвящают себя помощи брошенным созданиям.
Кошек члены фонда обычно держат дома, по возможности отдают в добрые руки. Но таких рук всё меньше и меньше. Собаки же размещаются в вольерах на территории конного клуба «Берендеево» – руководители пошли волонтёрам навстречу и выделили место для животных с улицы и «отказников». Поэтому кормёжка псов – процесс каждодневный, пропускать его нельзя. В день, когда я отправилась с Анжелой и Еленой кормить четвероногих, ими было приготовлено четыре с половиной ведра каши и пара пакетов мяса на почти 40 собак вместе со щенками. Очень немногие из них родились уже на воле, большую часть в прямом смысле слова выкинули. И в большинстве своём это красивые, здоровые и очень умные псы.
Зимой добраться до вольеров не так-то просто: сначала нужно маневрировать на автомобиле по заснеженной дороге, к счастью, Анжелика – водитель замечательный. Идти с вёдрами каши к собакам тоже тяжело, но деваться некуда: питомцы ждут трапезы. Зачастую скромной: остатки еды, субпродукты.
Безымянный здоровяк с печальными глазами сидит в вольере один. Елена, глядя на него, делится мыслью:
– Уверена, что вот этого товарища мы обязательно пристроим. Смышлёный, хороший, весной ему найдётся хозяин. Страшно подумать, как такой красавец оказался ненужным? И таких много.
Взрослые животные обычно спокойны. Не любят они, разве что, местных Шкоду и Незнакомку – те прибегают с ближайших улиц в надежде, что и им от волонтёров что-нибудь перепадёт. Зато звонким лаем заливаются щенки: у них отдельное жильё. Зимой вместо воды – снег, для тепла – немного сена. Малыши в руки неравнодушных попадают по-разному. Кого-то просто невыносимо стало видеть скитающимся по дворам долгие недели, кого-то отдали, кого-то спасли, найдя в заклеенной коробке на свалке. К сожалению, бывает и такое.

Зачастую Анжелика и её помощники слышат много обвинений в свой адрес. Нередко им говорят: «Да вы же своими действиями людей только балуете! Они уже знают, что вы, сердобольные, приедете и кошечку заберёте. Так всякая ответственность и пропадает». Но руководитель благотворительного фонда уже давно знает: если в человеке есть капля этой самой ответственности, он найдёт время хотя бы позвонить, дождаться, покормить, подыскать нового хозяина. В противном случае животное ждёт перетянутый скотчем картонный плен.
В который раз всё зависит от соотношения хорошего и плохого в человеке, от воспитания и умения сопереживать. Наверное, многие замечали такую картину: молодая мама прогуливается с ребёнком по городской аллее. И тут из-за дерева выбегает маленький котёнок. Любопытное дитя делает шаг навстречу полосатому малышу, но мать строго его одёргивает: «Не трогай его! Гадость! Он же грязный!». Вот и растёт ребёнок с мыслью, что все, у кого четыре лапы, а не две ноги – гадость. А потом интернет будоражат душераздирающие истории, например, о судьбе кота Тимохи. Покалеченный подростками, он всё-таки не потерял веру в доброту людей, пришёл к ним и попросил (вероятно, далеко не в первый раз в своей жизни) помощи. Выксунка Юлия заметила, как нечто, не похожее ни на одно из известных науке существ, вышло к мутной луже: воды попить. А потом раздалось мяуканье. Оказалось, поразвлеклись «детки». Кота вылечили: часть обожжённых лапок пришлось ампутировать, ушки подрезать. Сейчас у Тимохи всё хорошо – он обрёл любящих хозяев.
– У меня с самого детства дома животные, – рассказывает Елена. – Последнюю свою кошку я подобрала, когда уже была замужем. Помню, что отправилась выбрасывать мусор. Глянула, а в баке пищащая коробка! Мы её вытащили и около подъезда вскрыли. А там кошка и трое месячных котят. Подумала, что не составит мне большого труда оставлять малышам немного еды. Котятки за лето у нас разбежались, кого-то пристроили. А когда наступили морозы, я пустила маму-кошку домой. Она залезла в детскую кроватку и уже не покидала нашу семью.
Анжелика и её помощники всегда отчитываются обо всех действиях и мероприятиях фонда в своём сообществе «ВКонтакте»: публикуют снимки чеков, сообщают о новых найденных животных, просят помощи. Находясь рядом с женщинами-волонтёрами, я не могла не задать им вопрос:
– Часто ли советы дают, как с деньгами поступить? Не говорят, например, «отдайте их лучше детям, в приюты игрушек купите, что вы со своими зверьми…»?
– Как правило, почти все, кто так говорит, не помогают вообще никому. Я таким отвечаю, что детям помощь найдётся всегда. И детям, и старикам... А животным не помогает никто, кроме таких, как мы.
Честно сказать, сомневаюсь, что у меня хватило бы мужества жить так, как живут выксунские зооволонтёры. Тяжело это – ни на минуту не забывать о десятках пар голодных глаз, жалобном вое и вечной проблеме нехватки денег, жертвовать своим временем ради спасения жизни.

– А близкие поддерживают или критикуют? – снова задаю вопрос.
– Куда им деваться? – руководитель фонда пытается сохранять позитивный настрой. – Они стараются нас понимать и осознают, что мы от своей идеи не откажемся. Муж мой мне помогает, во всяком случае.
Очень жаль, что некогда одомашненные человеком существа теперь становятся бездомными. Они привыкли видеть в нас друзей. В конце концов, братья наши меньшие ведь тоже для чего-то нужны на этом свете! Некоторые из нас верят, что в мире существует некий «баланс»: сделанное добро возвращается к нам, приумноженное судьбой. Надеюсь, такая вера будет в душе у каждого.
Начало года для «Второй жизни» выдалось не самым радужным. Им нужна помощь.
Есть замечательная фраза: «Все дети мира плачут на одном языке». Беззащитные представители фауны не могут выразить своей боли даже слезами. Страдание, оно, конечно, есть – безмолвное, для людей незаметное. Хочется обратиться с призывом: навестите приют. Быть может, вы вернётесь оттуда с настоящим, преданным другом.
WebMoney: R127511020667, Z184712902611, E406229306481
Яндекс деньги: 41001172253109
QIWI +79519161864
QWC 4890494126215359
Номер карты Сбербанка России: 4276420019314789
Группа «Вконтакте»: http://vk.com/club73139530
Учредитель фонда Анжелика Кожемякина: 8-950-600-33-29.
Арина Суманова. Фото автора и из архива благотворительного фонда «Вторая жизнь»