4 сентября 2022 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Рождества Христова в Выксе.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Сосновского округа иерей Антоний Аракин, клирики собора и Выксунской епархии.
За Божественной литургией епископ Варнава рукоположил иподиакона Михаила Требухина во диакона и диакона Андрея Загарина во пресвитера.
В слове проповеди владыка напомнил верующим, что храм это особое место, где особым образом нам изобильно ниспосылается Божественная благодать.
Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что ради совершения даже одной Божественной литургии солнце светит, Господь посылает на землю дождь и виноград растет. И храмы нужно строить, и украшать их, рукополагать священников и обучать людей пению, процитировал Кронштадтского пастыря епископ Варнава и акцентировал на том, что участие во Всенощном бдении, в Божественной литургии, и особенно в церковных таинствах, открывает человеку возможность получить полноту благодати Божией.
Затем владыка предложил собравшимся поразмыслить над сегодняшним Евангельским словом:
В годичном круге Евангельских чтений мы часто слышим Притчу о богатом юноше. Это реально свершившаяся Евангельская история о том, как к Господу подошел юноша, который был состоятельным человеком, имеющим определенную власть. Внутри у него была тревога, и он спросил Господа, что ему сделать, чтобы наследовать Жизнь Вечную? Господь ему перечисляет основные Заповеди Моисеевы. На что юноша ответил, что он их от юности исполняет, но все равно ему чего-то недостает. Тогда Господь сказал, что для полноты стяжания Царства Божия ему нужно всё имение своё раздать нищим. Именно ему так нужно поступить, чтобы ощутить эту полноту. После этих слов юноша отошел от Господа с большой печалью.
У нас во Флорищевой пустыни есть такая фреска. На ней юноша со склоненной головой и апостолы стоят в недоумении. После слов Спасителя о том, что трудно богатому войти в Царство Божие, они вопрошают: кто же тогда может спастись?! На это Христос говорит, что собственными усилиями не спасался еще никто. Это невозможно. Но Богу возможно нас спасти. И Бог нас выбрал для того, чтобы спасти. А дальше как? Мы можем Христа предать, мы можем от Него отвернуться, можем, скажем так, спасаться пунктиром, то отворачиваясь, то опять к Нему поворачиваясь, когда нам удобно. По-всякому бывает с нами. Но нужно всегда быть искренними и честными и с Богом, и с людьми. Хоть и не всегда это получается.
Богу действительно всё возможно. Но для этого нужно открыть сердце, для этого нужно Богу сердце отдать. И не получится так, что в воскресенье я сердце Богу отдаю, а в субботу и во вторник нет. И вот как раз тому молодому человеку из Евангельской притчи богатство мешало следовать за Христом.
Ну как так можно взять и всё раздать?! Сегодня для многих людей (и для молодежи, и для достаточно зрелых) материальная составляющая имеет огромное значение. Для них мерилом собственной успешности в счастливой жизни является наличие дома, машины определённого статуса. А если у человека ничего нет, то он по этим критериям несчастный. По-своему он несчастный, конечно, но еще неизвестно, кто счастливей.
А что говорят Святые Отцы и псалмопевец Давид: Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:11). То есть, Бог не прославляет нищих материально, Он прославляет нищих духом. Блаженны, то есть, вы достигли счастья, если вы таковые, если вы считаете себя хуже всех. Соответственно, если человек таким себя считает, значит, он смиренный. Такому человеку всё Божия роса любое уничижение, скорбь, несчастие. Он этому, конечно, не радуется, но тем не менее, он понимает, что к чему, за всё благодарит Бога, и таким образом очищается его душа. Смиренному человеку везде всегда хорошо и в монастыре, и в миру. Везде и всегда, потому что он с Богом и Бог с ним. Но для этого нужно сердце освободить.
Епископ Варнава пояснил, что значит следовать за Христом:
Следовать за Христом это значит всегда помнить о Боге, и ради Бога жить. Это значит жить в мире с ближними, не закрывать сердца своего от чужой беды, и быть готовым, не задумываясь, жизнь свою отдать за други своя.
Архипастырь дал пояснение также тому, почему для современных рационально настроенных людей Евангелие кажется, соответственно, иррациональным, нелогичным, и не вмещающимся в их разуме:
Всё, что в Евангелии от сердца к сердцу. А ум является орудием наших чувств. Поэтому мы говорим вера, а уже потом богословие. Хоть и трудно нам, но нужно стараться следовать за Спасителем, потому что Он Спаситель. Для этого Он на землю пришел, распятие претерпел, смерть и воскресение. Ради того, чтобы мы достигли спасения, чтобы Царство Небесное открылось для нас уже здесь, на этой земле, и чтобы это ощущение спасения, чувство спасения проросло уже в Царстве Божием, в пакибытии. Помоги нам всем, Господи!
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 04/09/2022