Нужны желание, поддержка со стороны, талант и готовность к рискам, смелость. Один из вопросов, который я задала приехавшему в бизнес-инкубатор руководителю бизнес-движения «Колесо»: а насколько сейчас благоприятны условия для открытия своего дела? Валентина Соболева (на фото справа) без долгих раздумий ответила, что если ждать какого-то удобного момента, то его можно так никогда и не дождаться: «Предприниматель – тот человек, который может обратить обстоятельства себе на пользу. Сейчас, например, введены санкции, однако они открывают новые горизонты, не зря широко обсуждается импортозамещение». Так что главное – позитивно настроиться, но в этот раз «Колесо» обсуждало пользу негативного мышления. Об этом чуть позже.
Итак, на прошлой неделе в Выксунском бизнес-инкубаторе прошла конференция «Поддержка и стимулирование предпринимательского потенциала молодёжи». В ней приняли участие студенты местных учебных заведений. Им рассказали об истории предпринимательства в России, обсудили возможности реализации творческого потенциала молодых в Выксе, организовали беседы и тренинги по различным направлениям. Одну из секций вели представители молодёжного бизнес-движения «Колесо» из Нижнего Новгорода. А началась конференция с очень приятного момента – награждения победителей конкурса эссе «Моя бизнес-идея».
Конкурс на молодёжную бизнес-идею Выксунский бизнес-инкубатор проводил с 26 сентября по 24 октября. Среди параметров, по которым оценивались работы, были актуальность, реальность исполнения, практическое значение предлагаемого.
В категории «до 17 лет» победил Иван Орешин. Он предложил открыть в посёлке Дружба Центр досуга и спорта, в котором будут небольшой кинотеатр, кафе, спортивный зал и помещения для работы различных секций и кружков. Цена вопроса, по его подсчётам, составляет порядка 3,5 млн рублей, срок окупаемости проекта – 2,5 года. Среди «фишек» этого конкретного заведения: Иван предложил выбирать фильм для просмотра в кинотеатре путём голосования среди посетителей. Вот она – свобода выбора.
В категории «от 17 лет» лучшей жюри признало Елену Тимагину. Елена предлагает наладить в Выксе производство прессованных железнодорожных шпал из древесных отходов: в связи с запущенным Минвостокразвитием России проектом «Победа» по реконструкции железных дорог в Северной Корее. И вот какие итоговые цифры в проекте указаны: при годовом производстве прессованных материалов 250 тыс. кубометров (принятых в расчёте при переработке 1 млн кубометра древесины) можно выпустить 2500 тыс. штук шпал, что обеспечивает 1500 км железнодорожного полотна и позволяет сэкономить 425 тыс. кубометров древесины. Напомним, что речь идёт об использовании именно отходов древесины, что позволяет сохранить здоровые деревья.
Такую тему задали представители бизнес-движения «Колесо». Разговор начали с самураев. Они успешны в бою, потому что изначально готовятся к худшему сценарию, а в сражении уже не думают об этом. Так и предприниматель, уверены Валентина Соболева и Евгения Житова, должен ещё в самом начале предусмотреть любые варианты развития событий и заранее найти выходы, чтобы быть готовым ко всему. Излишняя осторожность может помешать быстро принять верное решение и тормозит развитие бизнеса.
Со студентами, оставшимися на их секцию, представители «Колеса» как раз и обсуждали возможные причины краха предприятия и того, как их можно избежать. Например, дело может прогореть из-за изначально непродуманного бизнес-плана. Как это предупредить? Есть такие варианты как: проконсультироваться с опытными предпринимателями, в бизнес-инкубаторе (он для того и существует), обратиться в организации типа самого «Колеса», где есть возможность найти себе ментора.
Практику менторства Валентина Соболева разъяснила так: «Многие смотрели телешоу «Голос», когда наставник выбирает себе понравившегося певца. Точно так же у нас при рассмот-рении бизнес-планов успешные люди могут выбирать человека с идеей, кажущейся им перспективной и интересной, чтобы помогать ему, обучать, консультировать. Единственное – мы разговариваем лицом к лицу».
Справка о «Колесе». Миссия этого молодёжного бизнес-движения: сформировать поколение бизнес-лидеров, предпринимателей, новаторов. «Колесо» создано в 2010 году и с этого времени является идейным организатором регионального молодёжного бизнес-форума «Поволжье». С 2013 года «Колесо» – оператор федеральной программы «Ты – предприниматель» по Нижегородской области. Движение активно сотрудничает с Выксунским бизнес-инкубатором. Один из проектов «на слуху» – проведённая у нас бизнес-вечеринка «ПоSEEDелки», на которой присутствовал замминистра спорта и молодёжной политики области Сергей Бочаров. Руководитель движения – Валентина Анатольевна Соболева. Куратор проектов «Колеса» – Евгения Александровна Житова.
Мы попросили Валентину Анатольевну сформулировать пять советов начинающему предпринимателю.
1. Чётко понимайте, зачем вы начинаете бизнес.
Если вы открываете дело, потому что ваши родители – предприниматели, или потому что ваш друг так поступил… успех предприятия непредсказуем. Человек, чётко понимающий, какую цель он преследует, даже в кризисной ситуации сможет найти выход.
2. Будьте активны.
Если при встрече с проблемой вам привычнее ждать помощи извне, надеяться, что кто-то придёт и подскажет, что-то сделает за вас – идите в «найм». Работодатель сформулирует, что, когда и зачем вам делать.
3. Не бойтесь, что не будет получаться, не бойтесь рисковать.
Заранее просчитайте худшие сценарии, переживите и осмыслите их, чтобы смело идти вперёд (как будто плохое уже позади и ничего не страшно).
4. Найдите поддержку.
Всегда должен быть хотя бы один человек, который скажет: «делай, молодец». Даже если все родные и друзья будут против, можно обратиться за поддержкой в специальные структуры: есть бизнес-инкубаторы, министерства развития предпринимательства, такие движения, как «Колесо».
5. Создайте команду.
Начинать одному всегда сложно. Объединяйтесь!
Начинать всегда страшно, и сложно представить, что из твоей идеи может получиться в итоге. Но если есть желание и определённые таланты – почему нет? Примеров того, что дело «выгорало», хотя и было сложно, – множество. Из актуального: недавно интервью журналу «Сноб» давал небезызвестный Евгений Чичваркин. В нём прозвучала такая фраза: «Если ты молодой и дерзкий – вообще не в деньгах дело». В нём же Чичваркин сказал, что «Евросеть» семь лет завершала год с убытком. «Евросеть», приносившая впоследствии баснословные доходы, была создана Евгением Чичваркиным и Тимуром Артемьевым в 1997 году, когда совладельцам было примерно по 23 года.
Надеемся, что приведённая на этой странице информация будет вам полезна и поможет войти в те 3,4%, которые переживут первые три года своей деятельности и будут успешны на рынке длительное время.
Ксения Абдулхакова. Фото автора